biologrefs.ru

Статья 5 Сотрудничество 69

Сортировать: по оценкам | по дате

24.06.18
[1]
переходы:22
Статья 5 Сотрудничество 69

КОНВЕНЦИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ 1

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ 1

ТРЕТИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

A. СТОРОНА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ ДОКЛАД 7

Информация о подготовке доклада 7

B. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ, ЦЕЛИ И ПОМЕХИ 9

Установление приоритетов 11

Трудности и помехи на пути осуществления 12

Цель, намеченная на 2010 год 14

Глобальная стратегия сохранения растений (ГССР) 49

В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы. Конференция Сторон рассмотрела Стратегию в качестве экспериментального подхода к реализации целевых задач в рамках Конвенции, ориентированных на достижение конкретных результатов. В решении VII/10 Конференция Сторон постановила включить целевые задачи Стратегии в структуру отчетности для представления третьих национальных докладов. Вам предлагается представить соответствующую информацию, ответив на вопросы и просьбы, приведенные в нижеследующих таблицах. 49

Экосистемный подход 67

C. СТАТЬИ КОНВЕНЦИИ 69

Статья 5 - Сотрудничество 69

Статья 6 - Общие меры по сохранению и устойчивому использованию 71

Биоразнообразие и изменение климата 74

Статья 7 - Определение и мониторинг 75

Решения, касающиеся таксономии 79

Статься 8 - Сохранение in-situ 82

[за исключением пунктов a) - e), h) и j)] 82

Программа работы по охраняемым районам (пункты a) - e) статьи 8) 84

Статья 8 h) - Чужеродные виды 90

Статья 8 j) - Традиционные знания и соответствующие положения Конвенции
94

ГТОИ 94

Состояние и тенденции 94

Руководящие принципы Агуэй-гу 94

Создание потенциала и участие в работе коренных и местных общин 95

Оказание поддержки осуществлению 96

Статья 9 - Сохранение ex-situ 97

Статья 10 - Устойчивое использование компонентов биологического разнообразия 99

Биоразнообразие и туризм 102

Статья 11 - Меры стимулирования 104

Статья 12 - Исследования и подготовка кадров 106

Статья 13 - Просвещение и повышение осведомленности общественности 108

Статья 14 - Оценка воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий 114

Статья 15 - Доступ к генетическим ресурсам 118

Статья 16 - Доступ к технологии и ее передача 123

Программа работы по передаче технологии и технологическому сотрудничеству 124

Статья 17 - Обмен информацией 127

Статья 18 - Научно-техническое сотрудничество 128

Статья
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html


24.06.18
[1]
переходы:22
Статья 5 Сотрудничество 69

Учебные программы лесохозяйственных специальностей переработаны с учетом новых взглядов на сохранение и устойчивое использование ресурсов лесов, животного и растительного мира.

В стране реализован ряд проектов по повышению осведомленности общественности в области сохранения биологического разнообразия лесов:

Работает Малая лесная академия, создана и функционирует система школьных лесничеств, в которой проблемы сохранения биоразнообразия лесов доводятся до молодого поколения, дети приобщаются к труду для сохранения биоразнообразия: посадка леса, прополка посевов в питомниках, спасение рыб и животных и др.

В отдельных лесхозах (Сморгонский, Бешенковиский и др.) созданы образовательные центры, в которых молодежь, школьники и специалисты лесного хозяйства могут получить знания по экологии леса, методам ведения экологически ориентированногшо лесного хозяйства.

Вопросы сохранения биоразнообразия лесов широко освещается в журналах «Лесное и охотничье хозяйство», «Охота и рыбалка», «Родная природа», «Белорусской лесной газете» и других средствах массовой информации.


Дополнительные замечания относительно мер по расширению просвещения, участия в работе и осведомленности общественности в области сохранения биологического разнообразия лесов (включая эффективность принятых мер, накопленный опыт, воздействие на управление лесами, трудности, потребности, средства и целевые задачи)


Приоритетными являются инвентаризация основных ценностей биоразнообразия лесов: популяций редких охраняемых растений и животных, лесов высокой биологической ценности и т.п.

Работа организуется в рамках государственных программ: фундаментальных исследований, научно-технических программ, Национальной системы мониторинга окружающей среды, ведения государственного кадастра растительного мира, отдельных проектов, реализуемых по заказу Минприроды, Минлесхоза.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=37


24.06.18
[1]
переходы:22
Статья 5 Сотрудничество 69

Дополнительные замечания относительно совершенствования знаний и методов, необходимых для проведения оценки состояния биологического разнообразия лесов и тенденций в этой области (включая эффективность принятых мер, накопленный опыт, воздействие на управление лесами, трудности, потребности, средства и целевые задачи)


Дополнительные замечания относительно углубления понимания роли биологического разнообразия лесов и функционирования экосистем (включая эффективность принятых мер, накопленный опыт, воздействие на управление лесами, трудности, потребности, средства и целевые задачи)

rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=38


24.06.18
[1]
переходы:23
Статья 5 Сотрудничество 69

◊ Учитывает ли Ваша страна в процессе разработки национальных мер, регулирующих доступ к генетическим ресурсам и совместное использование выгод, многостороннюю систему доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, учрежденную в рамках Международного договора о генетических ресурсах растений для производства продуктов питания и ведения сельского хозяйства?


Дополнительная информация о принятых национальных мерах, учитывающих многостороннюю систему доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, учрежденную в рамках Международного договора о генетических ресурсах растений для производства продуктов питания и ведения сельского хозяйства


Использует ли Ваша страна Боннские руководящие принципы в процессе разработки и проектирования правовых, административных или политических мер, регулирующих доступ к генетическим ресурсам и совместное использование выгод, и/или в процессе заключения контрактов и других договоренностей в рамках взаимосогласованных условий доступа к генетическим ресурсами и совместного использования выгод? (решение VII/19A)


Нормы по урегулированию вопросов прав интеллектуальной собственности о доступе к генетическим ресурсам закреплены в Законах Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» от 13 апреля 1995 г, «О семенах» от 14 февраля 1997г. Определенные правовые гарантии обеспечены участием Республики Беларусь в таких международных конвенциях и соглашениях как Международная конвенция по охране новых сортов растений, Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии.


Просьба представить дополнительную информацию о деятельности по созданию потенциала (Ваше участие в качестве донора или получателя помощи, основные участники, целевая аудитория, сроки, цели и задачи мероприятий по созданию потенциала, основные охваченные области создания потенциала, характер мероприятий). Просьба также указать конкретно, учитывается ли в рамках данных мероприятий План действий по созданию потенциала для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, принятый на седьмом совещании Конференции Сторон и приведенный в приложении к решению VII/19F


Проблема доступа к генетическим ресурсам до недавнего времени не рассматривалась в Республике Беларусь в качестве приоритетных. Тем не менее, существующее законодательство, участие Республики Беларусь в ряде международных конвенций, соглашений обеспечивает достаточно широкий доступ, эффективное использование и перемещение генетических ресурсов. В последние годы предпринимались и планируется делать в будущем определенные шаги в этом направлении. Среди наиболее важных мер следует назвать присоединение Республики Беларусь к UPOV (2002 г.) и FAO (2005 г.), а также Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (2002 г.). Рассматривается вопрос о присоединении Республики Беларусь к Международному договору о генетических ресурсах растений для производства продуктов питания и ведения сельского хозяйства. Заслуживают также внимание результаты реализации государственной программы «Создание национального генетического фонда хозяйственно полезных растений» (2000-2005 гг), которая, как предполагается, будет продолжена до 2010 года. Среди трудностей в данном направлении фигурируют, в основном, ограниченные финансовые ресурсы.


◊ По пункту 1 статьи 16: приняты ли Вашей страной меры в целях обеспечения или облегчения доступа другим Сторонам к технологиям и передачи им технологий, которые содействуют сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, или предполагают использование генетических ресурсов и не наносят существенного ущерба окружающей среде?


Дополнительная информация о мерах, принимаемых в целях обеспечения или облегчения доступа другим Сторонам к технологиям и передачи им технологий, которые содействуют сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, или предполагают использование генетических ресурсов и не наносят существенного ущерба окружающей среде


Среди основных мер, принимаемых в целях обеспечения или облегчения доступа другим Сторонам к технологиям и передачи им технологий следует, назвать, прежде всего, создание эффективной национальной системы защиты прав интеллектуальной собственности, присоединение Республики Беларусь к UPOV (2002 г.) и FAO (2005 г.), а также Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (2002 г.).


◊ По пункту 3 статьи 16): приняты ли Вашей страной меры в целях обеспечения доступа Сторонам, предоставляющим генетические ресурсы, к технологии, предполагающей использование этих ресурсов, а также передачи им такой технологии на взаимосогласованных условиях?


◊ По пункту 4 статьи 16: приняты ли Вашей страной меры, с тем чтобы частный сектор облегчал доступ к совместным разработкам и передачу соответствующей технологии в интересах как правительственных учреждений, так и частного сектора в развивающихся странах?


Республика Беларусь активно участвует в проведении совместных научных исследований, связанных с разработкой и совместным использованием новых технологий, касающихся сохранения и эффективного использования генетических ресурсов, с учеными из России, Украины, Китая, ряда западно-европейских стран (в рамках проектов ЕС). Этому процессу способствует заключение двусторонних соглашений в области науки, а также участие республики Беларусь в ряде международных конвенций, организаций, соглашений (UPOV, FAO, Картахенский протокол по биобезопасности), наличие национальной системы защиты прав интеллектуальной собственности). Среди трудностей в данном направлении фигурируют, в основном, ограниченные финансовые ресурсы.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=26


24.06.18
[1]
переходы:20
Статья 5 Сотрудничество 69

Целевая задача 9: Сохранение 70% генетического разнообразия сельскохозяйственных культур и других основных видов растений, имеющих социально-экономическую ценность, а также поддержание связанных с ними знаний местных и коренных общин


Проводится работа по сохранению генетического разнообразия сельскохозяйственных культур и других основных видов растений, имеющих социально-экономическую ценность. Задача поддержание связанных с ними знаний местных и коренных общин является неактуальной для Беларуси.


Ограниченность финансирования. Необходимо изучение дикорастущих растений, которые могут быть полезны для селекции.


Целевая задача 10: Разработка планов регулирования в отношении по крайней мере 100 основных чужеродных видов, которые угрожают растениям, растительным сообществам и соответствующим местообитаниям и экосистемам


Недостаточное осознание важности данной задачи. Необходимо проведение исследований и координация работ с окружающими соседними странами. Разработка методики контроля и планов управления регулирования в отношении чужеродных видов.


Составлены и утверждены списки всех видов растений дикой флоры на территории Беларуси, международная торговля которыми (т.е. перемещение через таможенную границу) ограничена или запрещена. Приняты соответствующие постановления Государственного таможенного комитета. Реализуется комплекс мероприятий по пограничному и таможенному контролю за перемещением данных видов.


В 2005 г. Обновлены списки видов растений дикой флоры на территории Беларуси, международная торговля которыми (т.е. перемещение через таможенную границу) ограничена или запрещена, согласно Конвенции СИТЕС.


Практически отсутствуют. Необходимо расширение пропаганды в отношении видов дикой флоры, которые не должны подвергаться опасности в связи с осуществлением международной торговли, согласно Конвенции СИТЕС.


В лесном хозяйстве данная работа проводится в ограниченном масштабе, главным образом в отношении лесной сертификации, в сельском хозяйстве - практически не проводится.


Необходимо дополнительное финансирование сертификации предприятий лесного хозяйства. Лесозаготовки предприятиями концерна «Беллесбумпром» во многих случаях не соответствуют требованиям стандартов (национальных и международных) устойчивого лесоуправления и лесопользования, а для модернизации парка лесных машин недостаточно средств.


Целевая задача 13: Прекращение процесса истощения растительных ресурсов и утраты соответствующих знаний коренных и местных общин, которые поддерживают устойчивые методы обеспечения средств к существованию, гарантируют продовольственную обеспеченность на местном уровне и здоровье людей


Целевая задача 14: Отражение в коммуникационных, учебных и просветительских программах важного значения, которое имеет разнообразие растений, а также необходимости его сохранения


Раздел в плане действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь «Экологическое образование, воспитание и просветительская деятельность. Подготовка кадров».


Проводится работа по всестороннему отражению в коммуникационных, учебных и просветительских программах того значения, которое имеет разнообразие растений, а также необходимости его сохранения.


Проводится работа по подготовке и передаче соответствующей информации в высшие и средние учебные заведения, школы республики, выпуск соответствующих информационных бюллетеней, плакатов, брошюр и др.


Значительно расширены разделы коммуникационных, учебных и просветительских программах, связанных с разнообразием растений, а также необходимости его сохранения.


Целевая задача 15: Увеличение с учетом национальных потребностей числа подготовленных специалистов, работающих в адекватно оснащенных службах, занимающихся вопросами сохранения растений, в целях реализации целевых задач настоящей Стратегии


В настоящее время ощущается недостаток квалифицированных подготовленных специалистов, работающих в адекватно оснащенных службах, занимающихся вопросами сохранения растений, в целях реализации целевых задач настоящей Стратегии.


В высших учебных заведениях Беларуси осуществляется подготовка специалистов, занимающихся вопросами сохранения растений, в целях реализации целевых задач настоящей Стратегии.


В Белорусском научно-исследовательском центре «Экология» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды организованы и проводятся курсы повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами сохранения растений, в целях реализации целевых задач настоящей Стратегии.


Разделы в плане действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь «Формирование государственной политики, совершенствование законодательной базы в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия», «Развитие системы особо охраняемых территорий, мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов».


Белорусские специалисты постоянно принимают участие в работе Планта Европа, в разработке и реализации Европейской стратегии сохранения растений. Проводится работа по созданию информационно-координационного центра по сохранению биоразнообразия, а также Центра Планта Европа в Беларуси.


Институт экспериментальной ботаники с 2001 г. является членом Планта Европа. В 2004 г. принята Программа реализации Европейской стратегии сохранения растений в Беларуси В 2005 г. в Беларуси проведено выездное заседание Стировского комитета Планта Европа и определены основные направления дальнейшего сотрудничества.


Планируется, что в 2006 г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды станет членом Планта Европа.


Реализация «Национальной стратегии и Плана действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь» является одним из важнейших направлений природоохранной политики Республики Беларусь. Разработаны и последовательно осуществляется Национальная стратеги и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь. Положения и задачи которых включены и реализуются в ряде государственных программ, планов и конкретных проектов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства лесного хозяйства, Министерства сельского хозяйства, Национальной академии наук Беларуси, другими органами государственного управления, ведомствами и организациями. Вопросы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия рассматриваются в следующих программах:

- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (2004 г.),


Государственная научно-технической программа “Оценить влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, разработать прогноз ее изменения на 2010 год и комплекс мероприятий с целью обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь” ("Экологическая безопасность"), Национальный план действий по охране окружающей среды (НПДООС) и другие.


Значительным шагом вперед в этом отношении является принятие в 2003 году Закона о растительном мире. В нем определены правовые аспекты обращения с объектами растительного мира, выделены основные принципы государственного регулирования и управления, определены компетенции министерств и ведомств. Значительный раздел закона посвящен вопросам охраны и защиты объектов растительного мира. В законе заложены юридические основы ведения государственного учета, мониторинга и кадастра растительного мира и другие аспекты, связанные с пользованием и воспроизводством объектов природной растительности. В настоящее время активно проводится разработка подзаконных нормативных правовых актов, наполняющих конкретным содержанием отдельные положения закона.

Разрабатываются и реализуются программы и комплексные проекты по решению отдельных проблем в области охраны растений. К ним следует отнести и развитие сети особо охраняемых природных территорий, системы мониторинга растительного покрова и создание Государственного кадастра растительного мира Республики Беларусь.

Начиная с 2003 проводится создание и развертывания Кадастр растительного мира Республики Беларусь - полноценной комплексной системы учета, контроля, устойчивого использования объектов растительного мира. Кадастр предназначен для обеспечения государственных органов и юридических лиц стандартизированной специфической информацией об объектах растительного мира в целях устойчивого рационального использования растительных ресурсов (дикорастущих растений и образуемых ими растительных сообществ), оценки влияния на них хозяйственной деятельности, контроля, воспроизводства и охраны, а также экономической оценки природных растительных ресурсов, возмещения ущерба, регулировании хозяйственной деятельности в этой области и контроля за количественными и качественными изменения растительного мира по регионам и в целом по республике.

Основой кадастровой документации по растительному миру являются:

- кадастровая книга видов дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подлежащих охране в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- кадастровая книга хозяйственно-ценных растений (включая их экономическую оценку);

- кадастровая книга видов дикорастущих растений, оказывающих вредное воздействие и (или) представляющих угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан (включая оценку степени их вредного воздействия);

- кадастровая книга особо ценных насаждений;

- кадастровая книга генетического (таксономического) фонда видов растений;

- кадастровая книга растительных сообществ;

- паспорта кадастровых объектов.

Кадастровые книги содержат данные об объектах растительного мира и среде их произрастания, распределении объектов растительного мира, их экономической оценки по категориям земель и водным объектам в пределах административно-территориальных единиц и республики в целом. паспорта составляются на объекты, требующие охраны и контроля. В 2005 г. проведено кадастровое обследование и подготовлена кадастровая документация Гродненской области. В 2006-2007 гг. планируется развертывание кадастра в Минской области.

В 2005 г. опубликовано 3-е издание Красной книги Республики Беларусь, в котором существенно (в 1,4 раза) увеличено количество таксонов, подлежащих охране (274 вида), а также широко использованы современные категории IUCN с адаптацией для различных систематических групп. Кроме того, впервые подготовлены списки глобально угрожаемых видов растений и местообитаний в Беларуси.

Впервые на территории СНГ реализован проект «Ключевые ботанические территории Беларуси», по результатом которого на основе общеевропейских критериев выделены и включены в Европейскую сеть 10 наиболее ценных ботанических объектов Беларуси. В настоящее время проводится развертывание системы ключевых ботанических территорий республики и разработка пилотных планов их управления.

недостаток финансовых ресурсов для реализации проектов, направленных на выполнение конвенции о биологическом разнообразии в Беларуси (в первую очередь - таксономических, развертыванию кадастра растительного мира, инвазийным видам и другим),


необходима разработка юридических основ оценки экономического ущерба, а также сохранения растений на местном и региональном уровне. Необходимо проведение паспортизации конкретных мест произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения на территории республики, создание правовых норм охраны и возмещения ущерба популяциям и местам произрастания данных видов.


необходим выпуск соответствующей учебно-методической литературы и других материалов, расширение центров подготовки кадров в области сохранения растений, подготовки кадров и пропаганды данной деятельности.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=14


24.06.18
[1]
переходы:22
Статья 5 Сотрудничество 69

Применяет ли Ваша страна в рамках осуществления пункта 1 статьи 14 Конвенции Руководящие принципы по включению тематики биоразнообразия в законодательства и / или процессы, регулирующие проведение оценки экологических последствий, и в стратегическую экологическую оценку, приведенные в приложении к решению VI/7? (решение VI/7)


По пункту 2 статьи 14: внедрены ли в Вашей стране национальные законодательные, административные или политические меры относительно ответственности и исправления положения за ущерб, наносимый биологическому разнообразию? (решение VI/11)


Дополнительные замечания относительно законодательных, административных или политических мер, касающихся ответственности и исправления положения за ущерб, наносимый биологическому разнообразию


В источниках экологического права (законах и кодексах) Республики Беларусь установлены деяния, наносящие ущерб биоразнообразию. Меры ответственности за правонарушения установлены в административном, уголовном и гражданском законодательстве.


Существующие меры направлены, главным образом, не на предотвращение, а на возмещение причиненного ущерба. Квалификация правонарушений в области сохранения биоразнообразия производится с использованием специальных экологических норм, устанавливающих характер правонарушения, его квалифицирующие признаки. Размер подлежащего возмещению вреда определяется при помощи специальных такс или утвержденных методик. Данные методики и таксы применяется в лесном, охотничьем, рыбном хозяйствах, в частности при оценке ущерба, причиненного незаконным изъятием объектов растительного и животного мира, экосистеме рыбохозяйственных водоемов в результате сброса в них сточных вод.


Сотрудничает ли Ваша страна с другими Сторонами в целях укрепления потенциала на национальном уровне для разработки мер по предотвращению нанесения ущерба биологическому разнообразию, разработки и внедрения национальных правовых режимов, а также политических и административных мер, регулирующих ответственность и компенсацию за ущерб? (решение VI/11)


Экологическая экспертиза и другие предупредительные меры в целом направлены на предотвращение необратимых изменений в окружающей природной среде, на избежание ущерба невоспроизводимым естественным ресурсам (озоновому слою, биоразнообразию и т. п.), на ограничение использования возобновимых ресурсов и применение компенсационных природовосстановительных мероприятий.

Перспективным направлением данной стратегии является внедрение основных положений стратегической экологической оценки прогнозов и программ, нормативных актов, проведение экспертной оценки воздействия на окружающую среду проектных решений



◊ Прилагает ли Ваша страна усилия для упрощения доступа к генетическим ресурсам в целях экологически безопасного их использования другими Сторонами, при условии получения предварительного обоснованного согласия и на взаимосогласованных условиях в соответствии пунктами 2, 4 и 5 статьи 15?


В Республике Беларусь создан необходимый правовой режим для рационального использования генетических ресурсов. Порядок доступа и трансграничного перемещения живых организмов (носителей генетических ресурсов) определяется, прежде всего, рядом международных договоров (конвенций), сторонами которых является Республика Беларусь (Конвенция о биологическом разнообразии, Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Международная конвенция по охране новых сортов растений (UPOV)). Основные акты национального законодательства, регулирующего доступ к генетическим ресурсам и перемещение объектов дикой флоры и фауны: Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. (статьи 64, 98), «О растительном мире» от 14 июня 2003 г. (ст 29.), «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г (статьи 10, 28), Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 г. (статьи 18,19). Среди актов законодательства, регулирующих доступ, использование и перемещение генетических ресурсов сельскохозяйственных растений Законы Республики Беларусь «О семенах» от 14 февраля 1997г, «О патентах на сорта растений» от 13 апреля 1995 г., "О ветеринарном деле" от 2 декабря 1994 г. Таможенный кодекс, Устав по карантину растений и целый ряд постановлений совета министров, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Государственного таможенного комитета, направленных на реализации вышеназванных законов.

В Республике Беларусь в последние годы предпринимаются важные шаги по укреплению коллекций генетических ресурсов, их эффективному использованию, облегчению доступа к ним. Генетические ресурсы, относящиеся к группе ex-situ, сосредоточены Центральном ботаническом саду НАН Беларуси, Белорусском НИИ плодоводства ААН РБ, Институте леса НАНБ в виде генетических коллекций интродуцированных древесных и плодовых деревьев и кустарников, цветочных и лекарственных растений, а также редких и исчезающих видов растений местной флоры. Генетические коллекции экспериментально созданных хозяйственно полезных растений и их диких сородичей, которые используются в селекции сельскохозяйственных растений, сосредоточены в Институтах Национальной академии наук: Институте земледелия и кормов, Институте генетики и цитологии, Институте картофелеводства, Институте овощеводства, Институте льна. Проведенна инвентаризация существующих в стране генетических коллекциЙ, составлен единый каталог.

Среди важных шагов по упрощению доступа к генетическим ресурсам в Республике Беларусь следует также назвать вступление Республики Беларусь в Организацию ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (FAO) (19 ноября 2005 г.), а также принятие Закона Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности» (8 декабря 2005 г.).


◊ Приняты ли Вашей страной меры, обеспечивающие всемерное участие других Сторон в разработке и проведении любых научных исследований, основанных на генетических ресурсах, предоставленных такими Сторонами, в соответствии с пунктом 6 статьи 15?


Дополнительная информация о мерах, обеспечивающих всемерное участие других Договаривающихся Сторон в разработке и проведении любых научных исследований, основанных на генетических ресурсах, предоставленных такими Договаривающимися Сторонами


Участие других сторон в разработке и проведении любых научных исследований, основанных на генетических ресурсах, обеспечено участием Республики Беларусь в таких международных соглашениях, как Конвенция о биологическом разнообразии, Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Международная конвенция по охране новых сортов растений), членством в FAO, а также перечисленными актами национального законодательства, регулирующими доступ, использование и перемещение генетических ресурсов.


◊ Приняты ли Вашей страной меры, обеспечивающие совместное использование на справедливой основе результатов исследований и разработок, а также выгод от коммерческого и иного применения генетических ресурсов, с любой из Договаривающихся Сторон, предоставляющих такие ресурсы, в соответствии с пунктом 7 статьи 15?


Совместное использование на справедливой основе результатов исследований и разработок, а также выгод от коммерческого и иного применения генетических ресурсов в Республике Беларусь касается, прежде всего, генетических ресурсов сельскохозяйственных растений и объектов современной биотехнологии, которое обеспечивается национальным законодательством в области охраны прав интеллектуальной собственности, участием Республики Беларусь в таких международных конвенциях и соглашениях как Международная конвенция по охране новых сортов растений, Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=25


24.06.18
[1]
переходы:22
Статья 5 Сотрудничество 69

◊ Разработаны ли Вашей страной механизмы или подходы, гарантирующие адекватное включение рыночных и нерыночных ценностей биологического разнообразия в соответствующие планы, политику, программы и в другие соответствующие области? (решения III/18 и IV/10)


Дополнительные замечания относительно механизма или подходов, регулирующих включение рыночных и нерыночных ценностей биоразнообразия в соответствующие планы, политик и программы


Учитывает ли Ваша страна предложения относительно разработки и применения мер стимулирования, приведенные в приложении в решению VI/15, при разработке и применении мер стимулирования для обеспечения сохранения и устойчивого использования биоразнообразия? (решение VI/15)


Добилась ли Ваша страна каких-либо результатов в устранении или смягчении политики или практики, порождающих порочные стимулы к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия? (решение VII/18)


c) да, соответствующие политика и практика определены, но не полностью устранены или смягчены (просьба привести ниже подробное описание)


Стратегия, ориентированная на определение и применение социально-экономических стимулов для сохранения и устойчивого использования компонентов биологического разнообразия не разработана.


Цели и задачи в области научно технического образования и подготовки кадров определены в Национальной стратегии и Плане действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в Беларуси. В соответствии с ними Разработаны Концепция образования в области охраны окружающей среды и Республиканская программа совершенствования образования в области окружающей среды. В стране проводится работа по созданию системы непрерывного экологического просвещения, образования и воспитания, которая включает профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, а также переподготовку и повышение квалификации кадров. Подготовка специалистов-экологов ведется в высших учебных заведениях.

В системе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, и Министерства лесного хозяйства организована работа по повышению квалификации и подготовке специалистов. Ежегодно проходят переподготовку более 300 специалистов.


◊ По пункту с) статьи 12): поощряет ли Ваша страна использование научных результатов, полученных в ходе исследований биологического разнообразия, при разработке методов сохранения и устойчивого использования биологических ресурсов, и сотрудничает ли она в использовании таких результатов?


Дополнительная информация об использовании научных результатов, полученных в ходе исследований биоразнообразия, при разработке методов сохранения и устойчивого использования биоразнообразия


На основе использования научных результатов ведется государственный учет природных ресурсов, а также осуществляется ведение государственных кадастров различных видов ресурсов: водных, лесных, растительного и животного мира. Научные разработки служат основой нормирования использования, квот и лимитов их изъятия, а также используются при объявлении особо охраняемых природных территорий, контролирования численности хозяйственно значимых видов, проектах лесоустройства, в градостроительных проектах, при регламентировании сроков охоты, для развития туризма и т.д

На ряду с практической областью использования результатов научных исследований знания о биологическом разнообразии находят свое применение в Программах учебных курсов общего, специального и высшего образования.

В стране налажено сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями, административно управленческим аппаратом природоохранных и природопользовательских ведомств и системой образования и подготовки кадров.


В стране проводится целенаправленная государственная политика по развитию фундаментальной науки и принимаются меры по стимулированию научных исследований в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия. Это нашло свое отражение в Национальной стратегии устойчивого развития до 2020 г. в качестве приоритетных задач развития научных исследований определяет:


постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок в соответствии с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;


адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;


рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;


Основное внимание в фундаментальных исследованиях уделяется идентификации и ревизии видового разнообразия флоры и фауны (подготовка каталогов и определителей), закономерностям функционирования экосистем (естественные ландшафты, экологические коридоры), генетического разнообразия растений и животных, Важное место отводится исследованиям по экологической безопасности.

Более половины научных проектов и разработок касающихся сохранения и использования биологического разнообразия, проводимых в стране имеет прикладной характер. Они направлены на решение отраслевых (сельское, лесное, охотничъе и рыболовное хозяйства) и местных, локальных проблем. Результаты исследований используются для разработки мер и организации сохранения биоразнообразия, методов неистощительного использования биологических ресурсов и научно-методического обеспечения государственного контроля за их состоянием.

Действующая в стране система образования и обучения, организация развития научных исследований и перспективные планы их дальнейшего развития соответствуют Стратегическому плану Конвенции. Разрабатываемые планы и целевые установки направлены на повышение национального научного потенциала для выполнения задач по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия. Они также ориентированы в достижение Целей развития на тысячелетия.

Основной проблемой в данной сфере является ориентация исследований на получение краткосрочного прикладных результатов в ущерб углубленному изучению причинно-следственных связей, механизмов и закономерностей функционирования и развития биологического разнообразия региона. Кроме того, общее сокращение финансирования фундаментальной науки делает проблематичными проведение долгосрочных исследований и оценки значения биоразнообразия для человека и биосферы. Существующие исследования на экосистемном уровне далеко не охватывают всего спектра проблем, связанных с формированием биоразнообразия и устойчивостью природных экосистем.


Осуществляет ли Ваша страна стратегию в области обеспечения связи, повышения просвещения и осведомленности общественности (УСППОО) и стимулирует ли она участие общественности в оказании поддержки Конвенции? (цель 4.1 Стратегического плана)


Хотя специальной стратегии УСППОО в стране не разработано, вопросы обеспечения связи, повышения просвещения и осведомленности общественности в природоохранной деятельности находят свое отражение в политике государства. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (2001-2005 гг.) в Беларуси разработаны и реализуются Концепция образования в области окружающей среды и Республиканская программа совершенствования образования в области окружающей среды.

Просвещение в области охраны окружающей среды согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1993 г.) осуществляется Минприроды и его территориальными органами, республиканскими и местными органами управления, общественными объединениями, средствами массовой информации, государственными природоохранными учреждениями, музеями, библиотеками, государственными природоохранными учреждениями, а также учреждениями образования.

Приоритетность экологического образования, обязательность введения природоохранных дисциплин во всех учреждениях образования осуществляющих професиональную подготовку специалистов, закреплены в законах Республики Беларусь «Об образовании» (1991) и «Об охране окружающей среды» (1993).

В стране действует система непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры, которая включает дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а также внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров. Основы экологического воспитания закладываются в детских дошкольных учреждениях в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду «Пралеска». В школах, лицеях и гимназиях реализуются образовательные курсы и программы экологической направленности. Развиваются такие формы экологического образования как экологические гимназии, экологические классы, кружки и др. В системе учреждений образования обеспечивающих получение среднего специального образования введены предметы «Основы охраны окружающей среды» и «Основы промышленной экологии», а также другие специальные дисциплины по природоохранным вопросам. В профессионально-технических училищах вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования включены в отдельные темы специальных дисциплин и курсов. Во всех учреждениях образования высшего уровня созданы кафедры природоохранного профиля. Ведется подготовка специалистов-экологов по следующим направлениям: биоэкология, геоэкология, охрана окружающей среды и экономика природопользования, радиоэкология, медицинская экология, экологический менеджмент и аудит в промышленности и др.

Беларусь с 1999 г. является Стороной Конвенции о доступе к экологической информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция).

Обязанность государственных органов предоставлять гражданам, общественным объединениям, органам территориального общественного самоуправления информацию, относящуюся к процессам принятия решений, закреплена в ст. 16 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» (2003 г.), ст. 14 Лесного кодекса Республики Беларусь (2000 г.), ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» (1994).

Правовые основы доступа к экологической информации заложены в Конституции Республики Беларусь, в ст. 34 которой записано: “Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной достоверной и своевременной информации… о состоянии окружающей среды”. Более детально эти вопросы регламентируются Законами Республики Беларусь: “Об информатизации” (1995), “О научно-технической информации” (1999), “Об охране окружающей среды” (1993) и других правовых актах.


Проводит ли Ваша страна какие-либо мероприятия для оказания содействия осуществлению программы работы по реализации стратегии в области обеспечения связи, повышения просвещения и осведомленности общественности, приведенной в приложении к решению VI/19? (решение VI/19)


В стране при государственной поддержке реализуется Государственная программа «Электронная Беларусь», создаются образовательные, библиотечные, научно-исследовательские информационные сети, созданы и создаются новые информационно-поисковые порталы, обеспечивающие поиск источников и доступ к массивам экологической информации как познавательного, так и информационно-справочного характера. Обеспечен доступ к мировым информационным ресурсам по охране окружающей среды, в том числе ресурсам, связанным с Конвенцией о биоразнообразии.

Государственные учреждения, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и негосударственные общественные организации имеют доступ к информации и право размещать собственную экологическую информацию.


Осуществляет ли Ваша страна настойчивую и эффективную пропаганду вопросов, связанных с сохранением биоразнообразия, посредством печати, различных средств информации, связи с общественностью и коммуникационных сетей на национальном уровне? (решение VI/19)


Дополнительные замечания относительно пропаганды вопросов, связанных с сохранением биоразнообразия, посредством печати, различных средств информации, связи с общественностью и коммуникационных сетей на национальном уровне


Популяризирует ли Ваша страна аспекты, связанные с биоразнообразием, в областях установления связи, просвещения и повышения осведомленности общественности, на местном уровне? (решение VI/19)


Дополнительная информация о работе по популяризации на местном уровне аспектов, связанных с биоразнообразием, в областях установления связи, просвещения и повышения осведомленности общественности


На местном уровне популяризация аспектов, связанных с биоразнообразием осуществляется через территориальные органы Минприроды, государственные природоохранные учреждения (структуры управления ООПТ), а также путем проведения отдельных мероприятий (публикации в местных СМИ, лекции, информационно-издательская деятельность). В Беларуси 120 местных газет регулярно освещают проблемы, связанные с биоразнообразием, в частности, в экологических спецвыпусках. В последнее время на территориях ООПТ довольно активно развивается экотуризм, который является дополнительным источником информации о биоразнообразии для широкой общественности. Широкая работа по просвещению в области сохранения биоразнообразия и практическая деятельность в этом направлении ведется в школьных лесничествах.


Оказывает ли Ваша страна содействие национальным, региональным и международным мероприятиям, приоритетность которых установлена в рамках Глобальной инициативы по просвещению и повышению осведомленности общественности? (решение VI/19)


Дополнительные замечания относительно оказания содействия национальным, региональным и международным мероприятиям, приоритетность которых установлена в рамках Глобальной инициативы по просвещению и повышению осведомленности общественности


В стране ежегодно проводится Республиканский экологический форум. Основная его задача экологическое просвещение населения Республики Беларусь, привлечения внимания к проблемам сохранения природных богатств республики, воспитания бережного отношения к природному и культурному наследию. Работа форума широко освещается СМИ. Организаторами форума выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь


В Беларуси реализован ряд проектов на национальном и областном уровнях по созданию потенциала для реализации инициатив в области просвещения и повышения осведомленности общественности. В целях реализации положений Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, обеспечения взаимодействия структурных подразделений Минприроды Республики Беларусь с общественными организациями и объединениями природоохранной направленности, выработки согласованных решений по вопросам природопользования, экологического образования, воспитания и просвещения при Министерстве создан Общественный координационный совет.


Стимулирует ли Ваша страна налаживание сотрудничества и обмен программами в целях просвещения и повышения осведомленности общественности в области биологического разнообразия на национальном, региональном и международном уровнях? (решения IV /10 и VI/19)


Реализован ряд проектов международных проектов, направленных на просвещение и повышение осведомленности общественности. В частности, в рамках программы участия МАБ (ЮНЕСКО) в 2001 г. выполнен проект «Разработка концепции и программы совместных исследований биоразнообразия и экологического просвещения на польской и белорусской территориях национального парка «Беловежская пуща». В 2001 - 2004 гг. в Беларуси был реализован проект ТАСИС «Экологическая информация, образование и информирование общественности, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина» EuropAid 02-0114» . В рамках проекта было реализовано 5 плотных проектов на региональном (областном) уровне.


Информирование осуществляется, главным образом, по тематическим программам: система особо охраняемых природных территорий, сохранение редких и исчезающих видов.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=23


24.06.18
[1]
переходы:23
Статья 5 Сотрудничество 69

Просьба представить информацию о подготовке настоящего доклада, включая сведения об участвовавших в ней субъектах деятельности и материале, использованном в качестве основы доклада.


В настоящее время на территории Беларуси известно около 12 тысяч видов растений и грибов. Обширным видовым разнообразием отличаются грибы (7000 видов), среди которых наиболее полно изучены шляпочные. Видовым богатством характеризуется альгофлора Беларуси (более 2000 видов водорослей). Наиболее полно изучены диатомовые и харовые водоросли (2232). Вместе грибы и водоросли составляют почти 80% видового богатства флоры.

Более полно исследовано видовое разнообразие сосудистых растений, мохообразных и водорослей. В спектре жизненных форм сосудистых растений преобладают травянистые - более 1500 видов. Из древесных растений известно 107 дикорастущих аборигенных видов, из которых 28 - деревья, остальные - кустарники, полукустарники и кустарнички.

Мохообразные представлены 435 видами (из них андреевых - 1 вид, печеночных и антоцеротовых 105, сфагновых и бриевых - 328 видов).

Учет и подготовка полного списка всех видовых таксонов растений Беларуси еще не закончены. В последние годы активность в этой области в республике заметно выросла: в 2000 г. вышел в свет новый “Определитель сосудистых растений Беларуси”, в котором учтены последние таксономические исследования. Впервые в республике издан 1-й том “Флоры мохообразных растений”, идет работа по написанию томов Флоры Беларуси по мохообразным (2-й том), сосудистым растениям и лишайникам, находится в печати каталог грибов-макромицетов и лишайников, вышел в свет каталог водорослей.

Показателем биологического разнообразия фауны является наличие в его составе 467 видов позвоночных и более 30 000 видов беспозвоночных животных различных групп (простейшие, мшанки, моллюски, черви, насекомые, паукообразные, ракообразные, многоножки). В результате фаунистических, и таксономических исследований ежегодно выявляется ряд новых видов, ранее не отмеченных на территории страны.

Среди позвоночных млекопитающие представлены 76 видами, включая 5 наиболее важных ресурсных видов копытных, 15 видов хищных, ряд видов грызунов, рукокрылых, насекомоядных и др., в том числе и акклиматизированных в 20 столетии американскую норку, енота-полоскуна, ондатру и енотовидную собаку. Одним из наиболее уникальных видов млекопитающих является зубр. В результате выполнения Государственной программы по сохранению и расселению популяции зубра его численность на начало 2005 года достигла 614 особей.

К настоящему времени на территории Беларуси зарегистрировано 310 видов птиц, из которых 227 гнездятся, 42 относятся к случайно залетным, 28 встречаются во время миграций, 9 зимуют. Из амфибий в Беларуси встречается 13 видов: 2 - тритонов и 11 видов отряда бесхвостых - жабы, лягушки, жерлянка, квакша, чесночница. В фауне рептилий 7 видов: 1 вид черепах, 3 ящериц и 3 змей. Ихтиофауна включает 62 вида, из которых 3 вида миног и 59 видов рыб. Аборигенная фауна рыб представлена 46 видами; 13 видов заселены в водоемы с целью разведения. Среди беспозвоночных Беларуси особенно высоким видовым разнообразием выделяются насекомые, которые составляют не менее 70% всех видов животных.

^ Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных

В 2000 г. в Беларуси начата работа по подготовке 3-го издания Красной книги республики.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=2


24.06.18
[1]
переходы:23
Статья 5 Сотрудничество 69

Сохранение биологических ресурсов, которые поддерживают устойчивую добычу средств к существованию, местную продовольственную обеспеченность и здравоохранение, в частности, в интересах бедных слоев населения


Перед лесным хозяйством стоит задача по обеспечению в сельской местности топливной и строительной древесиной пенсионеров, учреждений социальной сферы (больницы, школы и т.п.), а также программа привлечения безработных для сезонных работ (посадка лесных культур, работа на лесных питомниках и т.п.).


Защита права коренных и местных общин на их традиционные знания, нововведения и практику, и в том числе права на совместное использование выгод


Любая передача генетических ресурсов осуществляется в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии, Международным договором о генетических ресурсах растений для производства продуктов питания и ведения сельского хозяйства, а также другими соответствующими соглашениями


В лесном хозяйстве импорт генетических ресурсов практически отсутствует. Имел место экспорт семян лесных древесных пород (главным образом ели европейской) в страны Скандинавии (Швеция, Финляндия)


^ Стороны укрепили финансовый, людской, научный, технический и технологический потенциал с целью осуществления Конвенции


Сторонам, являющимся развивающимися странами, предоставляются новые и дополнительные финансовые ресурсы для того, чтобы они могли эффективно выполнять свои обязательства в рамках Конвенции в соответствии со статьей 20


В 2003-2005 гг. реализован на средства гранта ГЭФ проект по самооценке потенциала страны в области реализации глобальных конвенций ООН, включая Конвенцию о биологическом разнообразии.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=11


24.06.18
[1]
переходы:22
Статья 5 Сотрудничество 69

Неустойчивое потребление биологических ресурсов или потребление, влияющее на биоразнообразие, сокращено


Соответствующие ограничения и запреты применяются в охотничьем хозяйстве и рыболовстве

Объекты животного мира предоставляются в пользование за плату на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых специально уполномоченными государственными органами.

Установлены нормативные таксы для исчисления размера взысканий за ущерб причиненный лесному хозяйству, представителям растительного и животного мира в результате нарушения природоохранного законодательства.


Решению целевой задачи способствуют новые Правила рубок в лесах Республики Беларусь (2004), а также ряд государственных стандартов группы «Устойчивое лесоуправление и лесопользование», а также система ограничительных и запретительных мер в охотничьем хозяйстве


Действует государственная система ограничительных и запретительных мер в охотничьем хозяйстве - устанавливаются сроки проведения охоты, запреты на проведение отдельных видов охот и на отдельные виды животных, полный запрет охоты на период размножения животных;

в рыболовстве - устанавливаются полный запрет на лов рыбы в период нереста.

Разработаны и приняты на государственном уровне новые Правила рубок в лесах Республики Беларусь, а также ряд государственных стандартов группы «Устойчивое лесоуправление и лесопользование», в соответствии с которыми ущерб биоразнообразию от лесохозяйственной деятельностью существенно сокращается.

С 2005 года начала функционировать система Государственного кадастра растительного мира: проведено первичное полевое обследование Гродненской области с целью выявления объектов растительного мира, подлежащих охране (виды Красной книги) и хозяйственному использованию (как лекарственное, пищевое и техническое сырье).


Система государственного регулирования использования биологических ресурсов совершенствуется. К 2015 г. должна быть полностью сформирована система Государственного кадастра растительного мира на всей территории страны. Дальнейшее развитие получает система мониторинга растительного и животного мира. Системы кадастра и мониторинга должны обеспечить, в числе прочего основу для устойчивого использования биоразнообразия.


Республика Беларусь является стороной, подписавшей Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) с 1995 года. Административная функция выполнения Конвенции возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, научным органом является Национальная академия наук Беларуси, в которой существуют комиссии: по видам фауны - в Институте зоологии, по видам флоры - в Институте экспериментальной ботаники.


Научным органом СИТЕС подготовлен список видов аборигенной фауны и флоры, подпадающих под действие СИТЕС. Намечен трехлетний план действий по реализации Конвенции, и в том числе, по охране аборигенных видов животных и растений.


В соответствии с требованиями Конвенции внесены соответствующие изменения в национальное законодательство в области охраны природы, в частности в разработан проект новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира». Проект согласован с заинтересованными государственными органами и внесен в Совет Министров.

В целях совершенствования государственного регулирования охраны и использования диких животных, в том числе относящихся к объектам СИТЕС в проекте Закона установлены требования по регистрация диких животных-образцов СИТЕС, особенности сделок, предметом которых являются указанные дикие животные, ограничения их ввоза и вывоза из Республики Беларусь, а также создания зоологических коллекций.


29 видов аборигенной фауны и 21 вид флоры, входящие в Приложения СИТЕС, включены в новое издание Красной книги Республики Беларусь (2004);


из списка охотничьих видов исключены все аборигенные объекты СИТЕС, за исключением волка, численность которого в Беларуси регулируется;


Принято постановление Минприроды, Минсельхозпрода, Минжилкомхоза и Минкультуры от 23 февраля 2005 г. № 7/10/4/5 "О некоторых вопросах содержания диких животных, виды которых подпадают под действие СИТЕС". В нем утверждены пункты передержки и нормативы содержания диких животных-объектов СИТЕС.

Разработан макет определителя аборигенных видов флоры и фауны Беларуси.

Планируется разработка электронного справочника-определителя объектов СИТЕС аборигенной фауны и флоры, а так же обучающей компьютерной программы, предназначенной для представителей таможенных органов, научных учреждений, подразделений Минприроды.


Нагрузки, вызываемые утратой мест обитания, изменением структуры землепользования, деградацией земель и неустойчивым водопользованием, сокращены


К числу наиболее серьезных нагрузок, имеющих региональное значение и повсеместный характер, и приводящих к нарушению и деградации местообитаний, а также к нарушению ряда важных условий жизнеобеспечения популяций относятся изменения естественного гидрологического режима, как природного, так и антропогенного происхождения, прежде всего, вызванные осушением и освоением переувлажненных земель (болот).

К менее масштабным и локальным нагрузкам, однако, приводящим также к исчезновению мест обитания можно отнести вырубку леса, прежде всего, старовозрастных, особенно широколиственных лесов, развитие населенных мест и транспорта, туризма и рекреационной деятельности, распашку земель, выжигание сухой растительности, зарастание пойменных лугов и болот кустарниками, перевыпас скота, усиление фактора беспокойства и др.


В сельском хозяйстве реализуется программа внедрения ландшафтной системы земледелия, одной из задач которой является улучшение структуры сельскохозяйственных территорий как мест обитания животных и произрастания растений. Однако, темпы экологизации сельского хозяйства недостаточны. Для сохранения природной среды необходимо от концепции развития сельскохозяйственного производства перейти к концепции развития сельской местности. Все отрасли и сферы производственной деятельности должны быть вязаны с направлениями развития социальной инфраструктуры и природных ландшафтов, где агроценоз будет являться частью биоценоза. Важную роль в решении этих проблем должна сыграть реализация Программы социально-экономического развития и возрождения села на 2004-2008 гг., локальных стратегий устойчивого развития («Местные повестки дня на XXI век») в районах, малых городах и деревнях.

Беларусь считает задачу реабилитации деградированных земель, в частности торфяных болот, одной из наиболее приоритетных. Эта задача отражена в Национальной стратегии и ряде национальных и международных проектов.

Начата разработка предложений по внесению изменений в существующее законодательство для обеспечения законодательной поддержки создания Рамсарских территорий и обеспечения их управления, которое предусматривает защиту уязвимых местообитаний от деградации.

Разработана программа увеличения лесистости в рамках упомянутых выше Стратегического плана развития лесного хозяйства и Программы лесовосстановления и лесоразведения в лесах Республики Беларусь до 2015 г., которая уже фактически выполнена и требуется ее пересмотр в сторону увеличения целевых параметров лесистости. Разработана также программа увеличения доли широколиственных (главным образом дубовых) лесов.


В последние годы прослеживается также тенденция постепенного сокращение площади сельхозугодий и пашни, увеличения закустаренности и вторичного заболачивания ранее мелиорированных территорий, снижения развития эрозионных процессов.

Общая площадь эродированных и эрозионно опасных почв на сельскохозяйственных землях составляет более 4 млн. га в том числе на пахотных более 2,6 млн. га из них водной и ветровой эрозии подвержено 556,5 тыс. га земель (84% - водной, 16% - ветровой). В наибольше степени эрозии подвергаются торфяные почвы различных типов. Сработка торфа на осушенных торфяных почвах Беларуси колеблется от 0,5 до 12 см в год. К настоящему времени в Беларуси деградировано 190 тыс. га торфяных почв. 330 тыс. га составляют земли выработанных торфяных месторождений.

В структуре земель наблюдается уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения и увеличение площади лесных земель.

Продолжаются динамические процессы в структуре водно-болотных угодий. В настоящее время общая площадь деградированных торфяных болот составляет 432,5 тыс. га, большая часть, которых пригодна для реабилитации. Если с середины ХХ века осуществлялись масштабные работы по осушению болот, то в последние годы отмечается положительная для сохранения биоразнообразия тенденция увеличения площади болот преимущественно за счет повторного естественного заболачивания ранее осушенных угодий. С середины 1990-х годов наблюдается увеличение площади открытых болот за счет повторного заболачивания осушенных земель.

С середины 1990-х годов наблюдается стабилизация и некоторое улучшение качества поверхностных вод, что связано, прежде всего, со снижением объемов использования минеральных удобрений в пределах водосборов.

Происходит уменьшение площади, увеличение фрагментарности и усиление изоляции мест обитания в зонах освоения. Это главным образом, связано с развитием системы расселения, промышленности, инженерной и транспортной инфраструктуры. На этом фоне происходят также разнонаправленные изменения структуры земель лесного фонда: с одной стороны, это увеличение общей площади лесов (с 1966 по 2005 г. лесистость республики возросла с 32,4% до 38,6% %), снижение удельной площади вырубок, прогалин, пустырей в их составе, с другой, - замена в результате интенсификации хозяйственного использования лесов сложных по структуре природных насаждений монодоминантными лесными культурами, уменьшение доли наиболее ценных широколиственных лесов. Увеличилась площадь лесов первой группы, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=8


24.06.18
[1]
переходы:23
Статья 5 Сотрудничество 69

Сохраняется генетическое разнообразие сельскохозяйственных культур, домашнего скота и добываемых видов деревьев, рыб и живой природы, а также других охраняемых ценных видов, и поддерживаются связанные с ними аборигенные и местные знания


Задача сохранения генетического разнообразия сельскохозяйственных культур установлена в государственной программе «Создание национального генетического фонда хозяйственно-полезных растений», принятой Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. №2063, задача сохранения генетического разнообразия охраняемых ценных видов закреплена в национальном природоохранном законодательстве (Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г., «О растительном мире» от 14 июня 2003 г., «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г и др.) в Национальной стратегии и плане действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и других документах

Задача сохранения генетического разнообразия лесных древесных пород определена в Стратегическом плане развития лесного хозяйства Беларуси (1997) и в Программе лесовосстановления и лесоразведения в лесах Республики Беларусь до 2015 г. (1998).


Задача сохранения генетического разнообразия сельскохозяйственных культур установлена в государственной программе «Создание национального генетического фонда хозяйственно-полезных растений», принятой Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. №2063, задача сохранения генетического разнообразия охраняемых ценных видов закреплена в национальном природоохранном законодательстве (Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г., «О растительном мире» от 14 июня 2003 г., «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г и др.) в Национальной стратегии и плане действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и других документах, а лесообразующих древесных растений - в Стратегическом плане развития лесного хозяйства Беларуси и в Программе лесовосстановления и лесоразведения в лесах Республики Беларусь до 2015 г.


Государственная программа «Создание национального генетического фонда хозяйственно-полезных растений» успешно выполняется, предполагается ее продолжение до 2010 года. Работа по сохранению генетического разнообразия охраняемых видов проводится постоянно в соответствии с действующим законодательством: Законы РБ «Об охране окружающей среды», «О растительном мире», «Об охране и использовании животного мира», а лесообразующих древесных растений - в соответствии с лесным законодательством (последняя - в соответствии со «Стратегическом планом развития лесного хозяйства Беларуси» и Программой лесовосстановления и лесоразведения в лесах Республики Беларусь до 2015 г.


Среди трудностей в данном направлении фигурируют, в основном, ограниченные финансовые ресурсы и, отчасти, недостаток специалистов достаточной квалификации и с соответствующим опытом. Далеко не в достаточной мере проведена инвентаризация генетического разнообразия на внутривидовом и видовом (для отдельных систематических групп) уровнях растений и животных.


Налажено получение продуктов, обеспечиваемых биоразнообразием, из устойчиво управляемых источников и осуществляется управление районами производства в соответствии с задачами сохранения биоразнообразия


Принцип устойчивого использования лесных ресурсов заложен в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, в Стратегическом плане развития лесного хозяйства, а также в обязательствах, принятых Беларусью в рамках Министерского (Хельсинкского) процесса по сохранению лесов Европы.


Пользование растительными, в том числе лесными ресурсами и ресурсами охотничьих видов животных ведется на основе нормативных документов, определяющих регламенты использование, лимиты изъятия, а также на основе введения системы сертификации.


Государственная система лимитирования применяется к объемам вылова рыбы из внутренних водоемов, а также изъятия ресурсных видов водных беспозвоночных.

Вырубка леса строго регламентируется величиной расчетной лесосеки, тем самым обеспечивается устойчивое воспроизводство древесины. Вводится система сертификации (национальной и международной - FSC PEFC) лесоуправления и лесопользования для а) подтверждения соответствия лесного хозяйства страны требованиям устойчивого управления и б) его модернизации и экологизации. Лимитируется заготовка лекарственного сырья, а также ряда других видов недревесной лесной продукции.

Действует государственная система лимитирования добычи охотничьих видов животных.

Данная целевая задача поставлена в Программе развития охотничьего хозяйства Республики Беларусь до 2015 года. Издан Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. №580

«О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», который устанавливает Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты и Правила ведения рыбного хозяйства и рыболовства.


В результате государственного регулирования лесного хозяйства с 1945 г. наблюдается устойчивый рост площади лесов, которые занимают в настоящее время 38,6% площади страны. Увеличение площади лесов происходит преимущественно за счет мелколиственных вторичных лесов.

В соответствии с принятыми государственными документами осуществляется реформирование и совершенствование охотничьего и рыбного хозяйства, направленное на решение данной целевой задачи.


В качестве индикаторов используется площадь лесов по основным лесообразующим породам и запасы древесины.

Для охотничьих видов животных проведена оценка оптимальной численности и разработана система нормативов численности, при которой возможно начало использования ресурса.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=7


24.06.18
[1]
переходы:22
Статья 5 Сотрудничество 69

Дополнительные замечания относительно расширения организационной стимулирующей среды в целях сохранения и устойчивого использования лесного биологического разнообразия, включая доступ к генетическим ресурсам и совместное использование выгод (включая эффективность принятых мер, накопленный опыт, воздействие на управление лесами, трудности, потребности, средства и целевые задачи)


Организует ли Ваша страна принятие мер с целью устранения социально-экономических просчетов и перекосов, ведущих к принятию решений, в результате которых происходит утрата биологического разнообразия лесов?


В системе Минлесхоза и Управления делами Президента созданы лесоохотничьи хозяйства, приняты меры в области развития экологического и охотничьего туризма, создано определенное количество рабочих мест в сельской местности, связанное с устойчивым использованием ресурсов животного и (в меньшей мере) растительного мира. Это в известной мере уменьшило степень перекоса от чисто лесоэксплуатационого направления в направлении комплексного использования ресурсов лесов.

Созданы структуры управления особо охраняемыми территориями (заказниками), в функции которых входит организация комплексного устойчивого управления и использования биологических ресурсов без их истощения.

Государственная программа развития туризма на 2006-2010 гг. предусматривает в сочетании с традиционным охотпользованием альтернативное использование животного мира лесов.
rudocs.exdat.com/docs/index-180280.html?page=36