biologrefs.ru

Современная концепция обучения предметам в школе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания. Пе

Сортировать: по оценкам | по дате

25.09.18
[1]
переходы:17
Современная концепция обучения предметам в школе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания. Пе
Современная концепция обучения предметам в школе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания. Переход на новые образовательные стандарты предполагает обновление учебных изданий, используемых в школе. На сегодняшний день все согласны с тем, что и учащимся, и педагогам нужен хороший учебник, отвечающий современным требованиям и позволяющий обеспечивать качественное преподавание предмета. Однако, несмотря на это всеобщее согласие, именно проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных.


^ Учебно-методические комплекты

образовательных учреждений Ядринского района


Начальные классы.

В начальных классах школы района обучаются по традиционной системе «Школа России». Только учителя СОШ №3 г.Ядрина преподают по развивающим системам «Гармония», «Школа 2000… - Школа 2100», система Л.В.Занкова, система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В Стрелецкой и Полянковской математика ведется по системе «Школа 2000…- Школа 2100». В Николаевской СОШ математику с 1 класса начали преподавать по системе «Школа 2000…- Школа 2100».


История.

Ювановская СОШ, Верхнеачакская СОШ, Николаевская СОШ, Малокарачкинская СОШ, Стрелецкая ООШ, Персирланская ООШ, Кудашская ООШ перешли для изучения предмета «История России» в основной школе (6-9 классы) на УМК, созданный А.А. Даниловым и Л.Г. Косулиной. Ряд школ, такие как СОШ №2 г.Ядрина, Большечурашевская СОШ, ЯНГИ, Балдаевская СОШ, одной этой линии не придерживаются, используют учебники в отдельных классах. Данный комплект представляет собой сквозную завершенную линию учебников по отечественной истории с древнейших времен по ХХI век. Все они включены в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ; реализуют Обязательный минимум содержания основного общего образования; в большей степени, чем учебники других авторов, соответствуют федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. Методической  основой учебников А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной является система развивающего обучения, соответствующая современным дидактическим требованиям. Большинство школ придерживаются комплекта учебников по всеобщей истории А.А. Вигасина, О.С. Сорока-Цюпа (это - Большесундырская СОШ, СОШ №2 г.Ядрина, Большечурашевская СОШ, Ювановская СОШ, Верхнеачакская СОШ, Засурская ООШ, Чебаковская ООШ, Балдаевская СОШ, СОШ №3 г.Ядрина). Цивилизованный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. Новые издания доработаны с учетом замечаний учителей и учащихся, а также требований Обязательного минимума содержания исторического образования, обновлены текст и иллюстрации.

Кафедра истории рекомендует использовать для изучения предмета «История России» во втором концентре (10-11 классы)  линию учебников «Россия и мир с древнейших времен до конца ХIХ века». 10 кл. и «Россия и мир ХХ век». 11 кл.. (авторы О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; издательство «Дрофа»). В дополнение к ним в 11 кл. целесообразно использовать учебник «История Отечества. ХХ - начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»), который является победителем конкурса по созданию учебников по новейшей отечественной истории, проведенного по заказу Министерства образования РФ. Указанные учебники включены в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ; реализуют Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования; в большей степени, чем учебники других авторов, соответствуют федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. В данных учебниках последовательно реализован дидактический принцип развивающего обучения; они сопровождены хорошо составленной программой, позволяющей организовать учебный процесс с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.

Последовательность изложения материала ориентирована на изучение химических свойств окружающего мира с постепенным и деликатным, т.е. ненавязчивым знакомством с теоретическими основами современной химии. Описательные разделы чередуются с теоретическими. Материал равномерно распределен по всему периоду обучения.


Внутренняя замкнутость, самодостаточность и логическая обоснованность изложения. Любой материал преподносится в контексте общих проблем развития науки и общества.


Высокий научный уровень и строгость изложения. Химические свойства веществ и химические реакции описываются так, как они идут на самом деле. Химия в учебниках - реальная, а не «бумажная».


Дружелюбный, легкий и беспристрастный стиль изложения. Простой, доступный и грамотный русский язык. Использование «сюжетов» - коротких, занимательных рассказов, связывающих химические знания с повседневной жизнью - для облегчения восприятия. Широкое использование иллюстраций, которые составляют около 15% объема учебников.


Использование вопросов и задач двух уровней сложности для более глубокого усвоения и закрепления материала.

Комплект только поступил на рынок учебников.

^ Недостаток учебно-методического комплекта: понятие  "количество вещества" вводится только в 9 классе. На этот учебник переходит Персирланская ООШ (8 класс), Кукшумская ООШ (8 класс).

^ Учебно-методический комплект Ивановой. По этому учебнику занимаются в Стрелецкой ООШ.

Вот уже двадцать лет (примерно с 1986 г.) основным учебником для учащихся по химии является книга Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман «Химия, 8, 9, 10, 11» За прошедшие с тех пор годы и в химии, и в химическом образовании очень многое изменилось: сделаны новые открытия, появились новые классы веществ, разработаны новые программы и стандарты образования, накоплен большой опыт преподавания химии в условиях хемофобии - отрицательного отношения общества к этому предмету.

Учебник Рудзитиса неоднократно переиздавался, но ключевых изменений в содержании не было осуществлено, кроме попытки перехода от линейного построения содержания к концентрической схеме изложения учебного материала. Все это вместе взятое вызывает необходимость перехода учителей и учащихся к работе с новыми учебниками .

Учителя Яровойкасинской ООШ, Старотиньгешской СОШ, Большесундырской СОШ (8, 9 классы), Персирланской ООШ (9 класс), Кукшумской ООШ (9 класс), СОШ №3 г.Ядрина (10, 11 классы), Николаевской СОШ (11 класс) в своей работе используют учебник Рудзитиса, который не включен в Федеральный перечень учебников.

^ Кафедра естественно-научных дисциплин рекомендует использовать в работе УМК Габриеляна (как наиболее полный комплект), Гузея  (наиболее сложный по содержанию, для "продвинутых" классов), Еремина (классический учебник) и решительно настаивает изъять из школьной практики учебник Рудзитиса, хотя он и является наиболее распространенным в школах республики. Содержание учебника Рудзитиса не изменялось на протяжении почти двадцати лет.


Математика.

Н.Я. Виленкин и др.

^ Математика 5 кл.

Учебник соответствует традиционной программе с линейно-концетрическим принципом построения курса математики основной школы. Много интересных и полезных сведений не только о математике, но и об истории, технике, окружающем мире. Учит детей думать, считать, находить удачные решения.

^ Математика 6 кл.

Учебник соответствует типовой программе, полностью отвечает требованиям методики, идеям уровневой дифференциации. Книга проиллюстрирована оригинальными рисунками и схемами, облегчающими усвоение учебного материала.

Учебники рекомендованы Министерством образования РФ и включены в Федеральный перечень.

Эти учебники используются всеми учителями школ района, кроме Засурской ООШ.


^ Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др.

Математика 5 кл.

Математика 6 кл.

Учебники рекомендованы Министерством образования РФ и включены в Федеральный перечень.


Новый учебный комплект представляет собой курс математики для 5-9 классов. В учебниках, содержание которых полностью соответствует современным образовательным стандартам, учтены результаты опыта преподавания математики последних десятилетий, а также отражены современные методические и педагогические тенденции - усилено внимание к формированию вычислительной культуры в ее современном понимании, а также к обучению логическим приемам решения задач. Включены элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей. В расположении учебного материала прослеживается принцип историзма в преподавании математики, что способствует формированию представления о математике, как части общечеловеческой культуры. Задачный материал имеет четкую структуру: выделены упражнения двух уровней - базовый, отвечающий требованиям к обязательной математической подготовке учащихся, и развивающих, способствующий формированию проблемного мышления школьников. Остальные задания организованы в рубриках: "Задания для самопроверки", "Вопросы для повторения".
И. Сонин. Биология. Живой организм, 6 класс

3. Н.И Сонин, Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс

4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек, 8 класс

5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности, 9 класс

^ 6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология, 10-11 класс

Данный вариант УМК альтернативен всей традиции преподавания биологии в школе, он построен на принципах рассуждения от общего к частному. Кроме того, это единственный на сегодняшний день вариант, полностью оснащенный методически (рабочие тетради для ученика и учителя, методические рекомендации и разработки, дидактический  и раздаточный материал и др.). По этим учебникам работают учителя СОШ №3 г.Ядрина, Кильдишевской ООШ, Старотиньгешской СОШ, Ювановской СОШ, Засурской ООШ, Стрелецкой ООШ, Янымовской ООШ.  

^ Учебно-методический комплект по биологии. Вариант 2 (авторы - Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, В.М.Константинов и др.), изд. «Вентана-Граф»

Данная программа предусматривает целенаправленное формирование общебиологических и экологических понятий уже с 5 класса (вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип  от целого - к частному).

Программа разработана на принципиально новой содержательной основе - биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни и т.д. ее цель в процессе биологического образования - развивать у школьников понимание величайшей ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования учащихся и воспитания у них экологической культуры.

Изучение курсов биологии в 6-9 классе построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

               Основные учебники:

^ 1. Строганов В.И., Сухова Т.С. Природа. Введение в биологию и экологию, 5 класс

2. Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6 класс

3. Константинов В.М. и др. Биология. Животные, 7 класс

^ 4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Биология. Человек, 8 класс

5. Пономарева И.Н. и др. Основы общей биологии, 9 класс

6. Пономарева И.Н. и др. Общая биология, 10 класс

7. Пономарева И.Н. и др. Общая биология, 11 класс

Особо из этого списка необходимо выделить учебник 8 класса (Биология. Человек). В настоящее время это самый "сильный" учебник по этому разделу, в силу современного уровня предложения материала даже превосходит классический вариант (А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. По этому учебнику занимаются в Лапракасинской ООШ). Он ориентирован на ученика 8 класса. Имея только этот учебник, легко можно организовать самую разнообразную работу учащихся - как на уроке, так и во внеурочное время.

В рамках данной программы разработаны курсы «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).

В УМК кроме названных учебников входят методические разработки для учителя и рабочие тетради. Эти учебники используются в работе учителей Советской СОШ, в основном звене - Николаевской СОШ, Большечурашевской СОШ, Малокарачкинской СОШ, СОШ №2 г.Ядрина. 

^ Учебно-методический комплект по биологии. Вариант 3 (авторы - В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, Р.Д.Маш, В.В.Латюшина) для 5-11 классов, изд. «Дрофа».

Программа представляет традиционное направление обучения биологии, от частного - к общему.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание направлено на формирование личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способности творчески использовать их в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Некоторыми учителями в своей работе используются учебники, которые не включены в Федеральный перечень учебников (А.Г.Старков. Английский язык, Г.Е.Рудзитис, Ф.
rudocs.exdat.com/docs/index-5217.html




Смотрите также:
Современная концепция обучения предметам в школе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания. Пе
Русский язык - Современная концепция обучения предметам в школе предусматривает совершенствование содержания и методов п
Задачи методической работы: Совершенствование содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечение их единства, орга
Задачи методической работы: Совершенствование содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечение их единства, орга
Задачи методической работы: Совершенствование содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечение их единства, орга
Совершенствование процесса подготовки специалистов в вузе на основе активных методов обучения
Программа «Дружина юных пожарных» - Институт содержания и методов обучения
Концепция очередного этапа реформирования системы образования предполагает усложнение задач содержания, форм, методов уп
III. Описание приемов и методов преподавания занятия №3 - Методика практико-ориентированного обучения врачей
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЦЕЛОСТНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО - Классификации методов обучения