biologrefs.ru

Современная концепция образовательной области

Сортировать: по оценкам | по дате

24.06.18
[1]
переходы:22
Современная концепция образовательной области

Танец (общение)

Изо - декоративно-прикладное, визаж

Литература (драма, экранизации)

Литература (письменность, каллиграфия, оформление книги)

Экран (документальный)

Музыка (прикладная, сценическая)


Театр/Танец

Архитектура, Дизайн,

Среда.

Экран (художественный)

Изо (музей, городская и пейзажная среда, интерьер, ансамбль)


 


^ 5.ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСКУССТВУ. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Область искусства является сферой лабораторно-практической работы, и проектная, поисковая и исследовательская работа учащихся, самостоятельное творчество в различных видах у художественной деятельности и искусства является естественной формой учебного процесса. Это должно учитываться выделением времени на область «Искусство» в школьном расписании. Стержнем этой области является детское художественное творчество, разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Лабораторно- практическая и инструментальная природа искусства позволяет использовать различные формы организации занятия: индивидуальную, коллективную, групповую, художественное событие для группы классов или всей школы как общественные мероприятия, подводящие итог творческой деятельности учащихся на уроках за четверть, за учебный год.

В массовой практике образования встречаются примеры создания в профильных школах специализированных классов: народных инструментов, дудочников-сопилкарей, струнных и духовых инструментов, живописцев и графиков, по отраслям народного прикладного ремесла (резьбы, вышивки, ткачества, росписи), фольклорного танца - всего до 30 видов специализации в той же школе - при поддержке художественных и музыкальных школ, центров народного искусства, джазовых коллективов, театров.

Исследования показывают, что из учащихся двух-трех местных школ можно собрать класс юных поэтов и писателей, журналистов, а из 5-6 школ - класс детей-композиторов.

Если данное направление интегрированной блочной организации Образовательной области «Искусство» будет принято к внедрению, уже сегодня можно подготовить практический сборник рекомендаций и методических указаний, научных наработок, которых пока не существует даже в самых развитых странах мира.

Это, правда, было бы революцией в художественно-образовательной политике массовой школы.

^ 6.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Ниже приводятся примерные критерии оценки, «критерии-ориентиры», т.е. направления, по которым можно определять успешность интегрированного художественного образования школьников. Они проверены в многолетней практике и выведены из неё. Сложность состоит в том, что такого опыта нет в мировой школе. Это труднее, чем оценка успехов ученика по профессиональным или искусствоведческим показателям. Надежных тестовых оценок по искусству в мире нет. Ближе всего к реальности стоят оценки методом компетентного жюри, но, внутренне, ориентиры мастеров, участвующих в художественном совете, - тайна за семью печатями. Это интуиция художника, которая нередко делает и трагические ошибки, рушит судьбы детей.

Сложность оценки интегрированного развития в искусстве заключается в том, что это должны быть о б щ и е для всех видов искусства критерии, оценки внутреннего единства художественной культуры школьника, хотя отдельные показатели какого-то одного искусства или вида художественной деятельности детей свидетельствуют и об интегральном уровне продвижения. Например, такими генеральными показателями являются всеобщие сенсорные языки: цвет, звук, движение, пространство, слово, форма, композиция.

Многолетняя практика интегрированных
rudocs.exdat.com/docs/index-12008.html


24.06.18
[1]
переходы:22
Современная концепция образовательной области
Б.П.Юсов, чл.-корр. РАО, д.п.н., проф., зав. лабораторией интеграции искусств.

Современная концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе

Предварительные замечания

В решении вопросов, касающихся общеобразовательного значения искусства и его преподавания массовому школьнику, пересекаются два ряда проблем. Одна группа проблем связана с реализацией общеобразовательной роли искусства в самой школе, другая - это художественное образование школьников вообще, как оно складывается в результате стихийного сочетания самых разнообразных источников культуры, которые школой контролируется лишь отчасти. Имеется в виду школа как систематически организованный процесс с ограниченным временем 1) пребывания ребенка в школьном здании и 2) возможности контакта с педагогом. Важно установить объем предложения, которое может ожидать от школы ученик, его семья и общество в целом, и чего сверх этого ожидания общество и семья требовать не могут. Все остальное семья и социальные институты должны делать сами или другими, внешкольными средствами и путями.

Еще в 60-е гг. у нас и за рубежом (А. Моль, Ю.М. Лотман, М.С. Каган) бытовали концепции «мозаичности» культуры человека. Якобы культура складывается не в результате систематических школьных и университетских курсов, а, в основном, из случайных, фрагментарно выхваченных сведений, -«ценностных ориентации» - по телевидению, радио, из случайно читанного репортажа, бесед и контактов с приятелями.

Есть и такие социологи культуры, которые, наоборот, обнаружили прямую зависимость вкуса и художественных предпочтений школьников от школьного урока и образованности учителя (Ю.У. Фохт-Бабушкин и его сотрудники). Если в школе хороший учитель литературы, то все в порядке и со вкусом, и с художественными интересами и предпочтениями школьников, хотя за пределами уроков они читают столько книг, журналов и газет, столько раз посещают театры, выставки и так долго смотрят телевизор, что это во много раз превышает объем школьных программ. Школьный урок выступает камертоном, который настраивает весь механизм художественных представлений ребенка.

Другая группа некогда господствовавших взглядов на школу (например, в области так называемой «графической грамоты») провозглашала, что массовому ребенку совсем не нужно то, что нужно способному. Школьная программа сводилась к тщательно просеянным «основам» чтения, письма и счета, к умению читать или самостоятельно набросать чертеж у станка, написать письмо бабушке, в завком или стенную газету, в традициях эпохи «ликвидации неграмотности» и избы-читальни. Но это считалось правильным и вплоть до 70-

сомнения в том, что теории, концепции, парадигмы и результаты научного обследования статистически значимых контингентов детей и населения страны в целом являются основанием для постановки гипотез и разработки планов совершенствования образования. На них опираются предлагаемые школе образовательные нормы, критерии и стандарты. Однако сегодня важно наметить практические направления деятельности распорядительных структур. Концепция должна также предложить прогноз развития образования - этапы и ступени, временные рамки совершенствования образовательной системы на данный период исторического развития страны, что необходимо для плановой подготовки педагогических кадров нужного профиля, выпуска учебников, пособий, для производства материальных средств и учебного оборудования в промышленных масштабах. Образование - это "деньги", вложение бюджетных средств. Это экономика.

Концепция художественного образования должна ответить, по крайней мере, на семь основных практических вопросов:


Все ли искусства должны быть охвачены в школе, или возможен
выборочный подход, как в современном образовании.


Какова преемственность занятий в школе с внеурочной работой и с
дополнительным образованием, специальными формами обучения.

7. Прогноз развития художественного образования: этапы, ступени
реализации Концепции, сроки.

За последние годы расширение работы с учащимися в области культуры стало заметным признаком обновления общего среднего образования. Об этом свидетельствуют систематические опросы, опытно-экспериментальная работа во многих регионах и субъектах Федерации, значительное количество школ художественно-эстетического профиля. В г. Москве открыты школы-лаборатории по культуре и искусству, разработано Положение об экспериментальных площадках Федерального уровня Министерства образования РФ, наращивается их число, проводятся конкурсы авторских программ для учителей-инициаторов новых подходов.

Предмет «Мировая художественная культура» был вынесен в аттестат об окончании среднего образования. Главное, это происходит по инициативе Управлений образования, например, в Москве, как и в других городах России, администрации школ, учителей, выдвигающих авторские варианты программ и целые школьные проекты, по настоянию семьи и родителей, педагогических вузов. В Ленинградском областном университете, декан СИ. Назарова развивает факультет подготовки преподавателей искусства широкого профиля и

разработала новый учебный план для вузов. Движение это достаточно широко, оно далеко отклоняется от рекомендаций традиционных программ, что показывает, что перестройка блока культуры в современной школе возможна уже сегодня. В работу вовлекаются и учителя «нехудожественного цикла», например, в СШ №56 г. Астрахани (Н.Д. Марисова), где разработаны программы эстетико-гуманитарного профиля по математике, химии, биологии, этике, для начальных классов (всего более 30 проектов).

Можно обозначить эту область практики массовой школы как Образовательную область «Культура», говорить о культурологическом подходе к преподаванию искусства в целом на базе отдельных предметов художественного цикла, но, главное, - многих других учебных предметов, в том числе, естественно-математических.

Однако эти идеи мало коснулись массовой школы и сферы педагогического мышления на самом высоком уровне. Так, на авторитетнейшем собрании по поводу школы 2000-х годов за несколько часов даже не были произнесены слова «искусство» или «культура».

Современная школа и педагогическая наука как будто не замечают, что за последнее сто и даже тридцать-сорок лет искусство, вся сфера мировой культуры коренным образом преобразились по всем параметрам сенсорных и технологических систем. В прошлом, изобретение фотографии изменило отношение к окружающему миру и способам его отображения. С появлением лампочки люди буквально увидели свет. С годами изменилась геометрия пространства, его ощущение: улицы, архитектура, дома, лица людей, одежда, мебель, вся вещная среда. Позже пришли радио, кино, телевидение, магнитная и световая запись звука и изображения, электронная музыка, цифровая запись, вещание через космос. Коренным образом изменилось всё мироощущение, осознание творческих возможностей человека и человечества, изменились все виды искусства, а также самосознание людей, с точки зрения возможности участия в культурном процессе и в художественной деятельности.

На этом фоне, массовая школа продолжает традицию обучения «чтению, письму, пению и рисованию» - и то только в младших классах.

В публичных школах развитых стран мира искусство преподаётся с 1 по 12 класс (родной язык, литература, музыка, изобразительное): в 1-6 и 7-9 -обязательно, в 10-12 выборочно.

В ряде стран и, особенно, в частных школах искусство обязательно во всех классах и даже в младшем колледже. В классических гимназиях обязателен выпускной экзамен по выбранному искусству. В Европе существует международный бакалавриат для уровня школ, выпущены стандартные программы-рекомендации и система оценок: литература, визуальное искусство, музыка, драма, дизайн.

Соединение с научно-естественными и гуманитарными
основами общего образования, ноосферными представлениями,
экологией человека и экологией культуры, с формированием «образа
мира» (в том числе, национально-этнического), общечеловеческими
основами культуры, едиными процессом поиска истины в научном и
художественном творчестве.


Центральным для Образовательной области «Искусство»
выступает не логика информации, а понятие образа как
концептуальное и психологическое основание искусства, где образ
выступает формообразующим фактором культуры, её всеобщим
языком, включая и формальные языки наук и способы достижения
научной истины. Образно-символическое мышление выступает как
высшее в иерархическом отношении к информационным, понятийным,
словесно-знаковым и наглядно-действенным формам предметного
мышления.

3. Культура должна быть выделена в особую область образования
(альтернативную, если придерживаться старого разделения науки и
искусства). Культура обладает собственными законами, которые не
всегда совпадают с законами, установленными в естественно-
математических науках; особым временем, структурой, геометрией
пространства, материальным разрешением.

4. Образовательная область «Искусство» должна включать все
виды художественной деятельности в той или иной форме, как они
представлены в многогранной культурной жизни общества, к участию в
которой готовит детей общеобразовательная школа.

5. Единая природа всех видов искусства и их интеграция.


Основой продвижения детей должно быть живое искусство;
живое звучание, живые краски, движение, речь детей, звучащий
музыкальный инструмент, живые произведения искусства
(подлинники), усиленные техникой и тиражной продукцией
промышленности - диски, видео, репродукции, слайды, звукозаписи,
географические карты, экскурсии, путешествия.


Акцент занятий должен приходиться на развитие собственной
художественно-творческой деятельности детей, на разные виды
детского художественного творчества, куда этот акцент должен

переместиться с профессионально-искусствоведческой системы навыков и представлений, которые являются естественной основой и инструментарием занятий любым видом искусства, так же как история и идеология искусства, раскрытые искусствоведами и практиками.

9. Единая природа всех видов искусства выдвигает как ведущую
педагогическую стратегию их интеграцию, полихудожественный
подход к развитию ребенка в искусстве. Это соответствует
полихудожественной природе детства: один и тот же ребенок рисует,
поёт, танцует, сочиняет стихи и сказки, смотрит картинки, кино, любит
игры и театрализацию жизни. Это может быть реализовано двумя
типами программ; 1) программами монохудожественного типа для
отдельных видов художественных занятий, интегрированных с другими
видами художественной деятельности; 2) программами
полихудожественного типа, интегрирующими все виды искусства по
модульной системе (подобное программам МХК).

10. Виды искусства меняют друг друга по протяженности
школьного образования по скользящей модульной системе в
зависимости от доминирующего в данном возрасте у детей вида
художественной деятельности и интересов, в отличие от традиционного
наполнения программ согласно сложившейся профессионально-
искусствоведческой последовательности, которая нередко противоречит
возрастным и физиологическим возможностям ребенка данного
возраста.

Можно решить вопросы распределения культурных потоков и культурогенных факторов по школьным возрастам.

Настоящей концепцией художественного образования школьников предусматривается наглядно-словесное и практическое знакомство (с привлечением моделирования и даже макетирования культурологических ситуаций), воображаемые путешествия по регионам и к памятникам культуры и природной среды (с привлечением видов искусства и видов творчества самих детей), как это существует в реальной культурной жизни общества и в жизни каждого ребенка, от возраста к возрасту.

Специализированные и допрофессиональные формы занятий выводятся за пределы расписания, куда передаются 0,5-1,5 процента детей, перспективные, согласно статистике, для углубленной работы и профессиональных занятий отдельными видами искусства, в том числе, по желанию семьи.

Необходимость такого широкого подхода, вместо стародавних литературы, пения и рисования, обусловлена мощным общеразвивающим воздействием процесса усвоения художественной культуры на духовное, умственное, нравственное и физическое развитие детей, даже на состояние их здоровья, подчеркивая особенно борьбу за духовное и нравственное здоровье народа, за культуру как народообразующий фактор (в отличие то информационно-утилитарных процессов), как фактор национального единства, народного самосознания, достоинства России и её граждан, включая

этнокультуру и этнопедагогику, природную экологию, культурно-экономические факторы быта, здравоохранения, охрану материнства, семьи и детства.

Особого внимания заслуживает через культуру укрепление и обогащение духа семейной жизни. Здесь не только отдаленное воспитание детей как будущих родителей, но и немедленное вхождение культурных запросов и дел, (бумага, краски, инструменты, музыка) в учебные запросы и рядовой быт семьи.

Не следует опасаться некоторых экстремальных форм современной технизированной культуры. Это надо обратить на пользу развитию молодежи. Благодаря новым космическим и сетевым технологиям связи произошло превращение человечества в единую планетарную семью, где блага цивилизации и культуры в космический век становятся информационно доступны в любом глухом и отдаленном уголке России, прежде обреченном на «кругозор моей деревни» и «дорогой учительницы» из местного педучилища.

Это преимущество современной культурной ситуации нельзя упустить, и человечество никогда ещё в своей истории не располагало подобной возможностью.

«Родина» (10-11-12 классы)

• Модули 1-3 проводятся на наглядно-деятельной основе.

• Модули 3-6 — с привлечением исторического материала и
фольклора, национально-регионального компонента.

Модуль I. «Хоровод» опирается на сенсорную и музыкально-коллективную основу освоения искусства в младшем возрасте на игровой и импровизационной основе, на коллективное совместное, групповое музыкально-пластическое действие и изображение. Элементы модуля продвигаются вплоть до 5-7 классов (фольклорная культура) и реализуются в 4-м модуле - театре и

танце как коллективных художественных событиях.

^ Модуль 2. «Искусство и окружающий мир» начинается в период объективации изобразительной деятельности детей и изобразительной, сюжетной основы других видов художественной деятельности в данный период. Он завершается предметным рисунком младших подростков, сказочным и поэтическим периодом творчества.

^ Модуль 3. «Искусство и умение» начинается в период сюжетного завершения массового детского рисунка (5-7 классы) и совпадает, согласно Л.С.Выготскому, с началом массового поэтического творчества подростков, сочинения стихов. Здесь завершается господство устной речи, умение объяснять словами, идущими свободно и «от души» младшего подростка, его внутреннего и очень точного ощущения окружающего. Здесь также проходит пик фонетики речи, ее звучания, её «музыки». И если фонетике речи учителями сих пор не уделялось должного внимания, то самое время что-то еще наверстать. Иначе неминуем «накат» крика, подросткового сленга, кличек и прозвищ, что так знакомо по школьным коридорам и во дворах, при выезде детских групп на экскурсии и в театр, в общественном транспорте.

Это «золотой» период «первого цветения отрочества», как пишут писатели: дети уравновешены, веселы, говорят полными фразами, любят рассуждать и рассказывать, делают сложные устные описания. Но это - и переход от устной речи к письменному слову, его свёрнутости и многозначности (что и отличает поэзию), выразительность заменяется смыслом, умствованием. Это осложняется освоением в эту пору научного языка геометрии, биологии и других, "серьезных" предметов, требующих "понятия", а не эпитета, красочного выражения, идущего от образа. Вместо двухмерного восприятия и ощущения пространства (верх-низ, лево-право, перед-за) психологически развивается трехмерное (спирально-шарообразное) пластическое, объемное ощущение пространства - пространственно-пластическое мышление.

В изобразительной деятельности этот модуль можно назвать «Пейзаж и натюрморт». Подростки переходят к так называемому предметному рисунку, внимательно всматриваются в окружающее и требуют скрупулезного и тщательного прорисовывания. Возрастают требования к конечному продукту, исполнению. Период мазков и широкого закрашивания поверхностей завершается: подростки не рисуют, а «делают» рисунок. Преподаватели внешкольных кружков называют это время «этюдизмом» (B.C. Щербаков), большое внимание приходится на деталь, цвет заменяется фиолетовыми тенями. Называют это и периодом кризиса детского рисунка.

Однако внимание к предмету и детали выражается в том, что подростки в массовом порядке переходят к декоративно-прикладному искусству. Мальчики и девочки 12-15 лет - основной контингент кружков резьбы, росписи, вышивания, дизайна, кукол и кукольного театра. Иллюзорный цвет в рисунке не удается, но в объемном изделии сохраняется свежесть красок и точность детали, и рукоделие процветает. По итогам 30 лет Всесоюзных выставок изобразительного творчества детей, участники отдела декоративного искусства и рукоделия - это возраст 6-8 классов: особенно высокий процент среди

участников других возрастных групп.

Внимание к природе, пейзажу, рисованию цветов, животных («этюдизм» -то есть рисование с натуры и по наблюдению) выражается также в фольклорных наклонностях подростков. Лучшие фольклорные кружки, ансамбли народного танца, частушек, народных песен, хороводов, народных инструментов - это подростковые группы средних классов школы, общий дух которых удивительно гармонирует с народным искусством, сарафанами, непорочной чистотой народного духа, глубинным подтекстом сказаний, поговорок, загадок, сказок и былей.

^ 5.ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСКУССТВУ. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Область искусства является сферой лабораторно-практической работы, и проектная, поисковая и исследовательская работа учащихся, самостоятельное творчество в различных видах у художественной деятельности и искусства является естественной формой учебного процесса. Это должно учитываться выделением времени на область «Искусство» в школьном расписании. Стержнем этой области является детское художественное творчество, разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Лабораторно-практическая и инструментальная природа искусства позволяет использовать различные формы организации занятия: индивидуальную, коллективную, групповую, художественное событие для группы классов или всей школы как общественные мероприятия, подводящие итог творческой деятельности учащихся на уроках за четверть, за учебный год.

В массовой практике образования встречаются примеры создания в профильных школах специализированных классов: народных инструментов, дудочников-сопилкарей, струнных и духовых инструментов, живописцев и графиков, по отраслям народного прикладного ремесла (резьбы, вышивки, ткачества, росписи), фольклорного танца - всего до 30 видов специализации в той же школе — при поддержке художественных и музыкальных школ, центров народного искусства, джазовых коллективов, театров.

Исследования показывают, что из учащихся двух-трех местных школ можно собрать класс юных поэтов и писателей, журналистов, а из 5-6 школ -класс детей-композиторов.

Если данное направление интегрированной блочной организации Образовательной области «Искусство» будет принято к внедрению, уже сегодня можно подготовить практический сборник рекомендаций и методических указаний, научных наработок, которых пока не существует даже в самых развитых странах мира.

Это, правда, было бы революцией в художественно-образовательной политике массовой школы.

^ 6.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Ниже приводятся примерные критерии оценки, «критерии-ориентиры», т.е. направления, по которым можно определять успешность интегрированного художественного образования школьников. Они проверены в многолетней практике и выведены из неё. Сложность состоит в том, что такого опыта нет в мировой школе. Это труднее, чем оценка успехов ученика по профессиональным или искусствоведческим показателям. Надежных тестовых оценок по искусству в мире нет. Ближе всего к реальности стоят оценки методом компетентного жюри, но, внутренне, ориентиры мастеров, участвующих в художественном совете, - тайна за семью печатями. Это

интуиция художника, которая нередко делает и трагические ошибки, рушит судьбы детей.

Сложность оценки интегрированного развития в искусстве заключается в том, что это должны быть общие для всех видов искусства критерии, оценки внутреннего единства художественной культуры школьника, хотя отдельные показатели какого-то одного искусства или вида художественной деятельности детей свидетельствуют и об интегральном уровне продвижения. Например, такими генеральными показателями являются всеобщие сенсорные языки: цвет, звук, движение, пространство, слово, форма, композиция.

Многолетняя практика интегрированных занятий со школьниками разного возраста по шести видам интегрированных программ на базе отдельных видов искусства и в соединении нескольких искусств (изо, музыка, литература, драматизации, игра на простых инструментах типа шумовых), обобщение опыта педагогов около 40 школ в 6 регионах позволили сформировать следующий ряд критериев-ориентиров:

1. Быстрота включения в творческий процесс, скорая
мобилизация и активность в работе.


Цельность поэтического пространства ребенка, внутренняя
устойчивость художественного представления об образе при смене
модальности выражения: переход от звука к цвету и т.п.

4. Вариативность и художественное разнообразие образов
замысла: переложение в другие средства, сочетание, цвета, формы,
слова и т.д.


Скорость овладения рабочими навыками (генерализация) при
переходе к другим малознакомым искусствам, быстрое схватывание
основы новых средств выражения.





Эффект личного участия. Сопереживание с образом и
преображение в него (виртуальность образа). В старшем возрасте с
этим приходится бороться, (увлечение виртуальным пространством,
компьютерным моделированием и играми).

9. Свободное развертывание и свертывание рабочего
пространства: развертывание звука в цвет и движение; свертывание
цвета, звука и танца - до графики, линии; ограничение передачи
многоцветного явления двумя-тремя красками.

10. Взаимоналожение: совмещение возможностей разных

искусств в одной творческой работе.


Потребность повседневного общения с искусством, его
включенность в распорядок жизни, в привычное общение. Интерес к
ряду искусств предпочтительнее замкнутого интереса к одному из них
(Ю.У. Фохт-Бабушкин).


Активность цвета как интегрирующего фактора культуры,
особенно на занятиях музыкой, театром, словесностью.


Внимание к интонации, особенно в фонетике слова, а также к
интонации цвета, движения, жеста.





Словесная находчивость речи, суждений, динамичность и
интонация речи. Речь, слово как важный интегратор в культуре и
творчестве. Родной (материнский) и иностранные языки.


Интерес к этно-региональным особенностям культуры, её
традициям и наследию.

20. Увязывание региональных особенностей культуры и
искусства с глобальными, общечеловеческими проблемами культуры.

Главным интегрирующим показателем является, конечно, общее духовное возвышение интересов, чувство радости на занятиях творчеством, разделенное в общении с друзьями, усиление доверия к учителю, родителям, взрослым.

^ 6.МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО». ПОДГОТОВКА И КВАЛИФИКАЦИЯ УЧИТЕЛЯ.

Здесь намечается три главных направления: подготовка учителей искусства широкого профиля и переподготовка работающих в новой системе работы, разработка стандарта оборудования уроков блока «Культура», развитие промышленной базы для производства такого оборудования и издания пособий.

Особенно ответственным является подготовка и переподготовка кадров. Предлагается создать сеть факультетов учителей широкого культурологического профиля по искусству и культуре, способных осуществить новую идеологию Образовательной области «Искусство».

Необходимы коррективы в учебные планы действующих факультетов литературного, музыкального, изобразительного профиля. В системе образования не готовятся преподаватели театра, кино, танца (здесь просто провал), современных медиа-средств.

Научно-педагогическая база такой работы может быть подготовлена в течение 2-3 лет. Есть существенные заделы, на научном и практическом уровнях.
rudocs.exdat.com/docs/index-558686.html