biologrefs.ru

Межгосударственное сотрудничество прикаспийских

Сортировать: по оценкам | по дате

24.06.18
[1]
переходы:39
Межгосударственное сотрудничество прикаспийских

^ Межгосударственное сотрудничество прикаспийских

государств по вопросам делимитации и правового

регулирования разработки ресурсов континентального

шельфа Каспия


Распад Советского Союза привел к изменению геополитической ситуации в Прикаспийском регионе. Новые независимые государства предъявили права на использование ресурсов континентального шельфа Каспия. Вместе с этим появились проблемы определения правового статуса моря, делимитации шельфа, правового регулирования разработки ресурсов, установления принципов свободы судоходства и использования водной толщи. До 1991 года правовой статус Каспийского моря регулировался договором от 26 февраля 1921 года между Россией и Персией и договором от 25 марта 1940 года между СССР и Ираном. В соответствии с данными договорами устанавливался принцип свободного судоходства и рыболовства только судов этих двух государств под своим флагом. То есть, согласно данным договорам прикаспийские государства имеют суверенные права на 10-мильную рыболовную зону, все они имеют равные права на ресурсы остальной части моря, Каспийское море является закрытым для государств, не имеющих: естественного доступа в его бассейн, в использовании его пространства и ресурсов [1].

Учитывая, что договоры 1921 и 1940 годов не отвечали новым геополитическим реалиям и не регламентировали вопросы недропользования, Казахстан, Россия, Иран, Туркменистан и Азербайджан решили выработать межгосударственную правовую основу для разработки минеральных ресурсов Каспийского моря и в октябре 1994 года провели в Москве встречу на уровне заместителей министров иностранных дел.

Здесь Иран выдвинул идею создания Организации регионального сотрудничества каспийских государств и представил проект соответствующего Договора [2, с.39].

Казахстан первым среди прикаспийских государств предложил Проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря [3]. В данной Конвенции Каспийское море признавалось внутриматериковым бессточным водоемом, не имеющим естественного соединения с Мировым океаном (статья 1 Конвенции). Казахстан предлагал установить:

1) суверенное равенство прав и соблюдения интересов прибрежных государств при использовании природных водных ресурсов и исключения привилегий одного государства в отношении других;

2) сотрудничество прикаспийских государств в освоении и использовании водных ресурсов;

3) ответственность за деятельность, причиняющей ущерб экосистеме Каспия;

4) использование моря в мирных целях;

5) свободу мирного судоходства и авиации;

6) охрану и сохранение окружающей среды и биоресурсов моря.

Казахстан, рассматривая Каспий как замкнутое море, предлагал распространить на него положения Конвенции ООН по международному морскому праву 1982 года. Так, в статье 3 этой Конвенции Каспийское море разделяется на соответствующие зоны (территориальных вод и исключительных экономических зон) с распространением суверенитета прибрежных государств. В исключительной зоне прикаспийские государства обладают правом принятия законов и правил в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в недрах и покрывающих водах с правом осуществления надзора за их выполнение (статья 1 Конвенции) [3].
do.gendocs.ru/docs/index-114219.html?page=5



6. Иран
Очевидно, что в процессе развития взаимодействия прикаспийских государств все более активную роль играет фактор добычи и экспорта энергоресурсов Каспия. Причем это отражается не только в вопросах внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности данных государств, в отношениях с различными внешними субъектами, но и в процессе их пока еще малоуспешных переговоров в рамках решения главного каспийского вопроса.

Иран проявляет особую активность в решении «каспийского вопроса».

Каспийский филиал института океанологии РАН им. П.П. Ширшова,

Закрытое акционерное общество «Октопус»,

Общество с ограниченной ответственностью «Шельф 06»



^ Конкурс инновационных проектов


Реестр заявок, зарегистрированных для участия в конкурсе инновационных проектов Каспийского инновационного форума (8-10 февраля 2009 г.)

2. Россия

В рассматриваемый период Россия на официальном уровне продолжила уделять большое внимание вопросам развития своего топливно-энергетического комплекса, в том числе относящегося и к ее сектору Каспийского моря.

Разработать и внедрить протоколы, обеспечивающие безопасную передачу и использование генетически модифицированных организмов, включая биотехнологию, в частности, с учетом потенциальных воздействий на генофонд диких видов.


Координировать, издать и распространить региональную Зеленую книгу, в которой перечислены экосистемы Центральной Азии, находящиеся под угрозой.