biologrefs.ru

Вестник КазНУ - страница 4

Сортировать: по оценкам | по дате

14.08.18
[1]
переходы:30
Вестник КазНУ - страница 4

^ Правовое обеспечение безопасности в области приграничного сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации


Приграничное сотрудничество Казахстана и России развивается параллельно историографии их политико-правовых взаимоотношений. Начало было положено Абулхаир-ханом, принявшим решение о призна­нии российского протектората. В 1731 году Младший жуз и позднее, в 1734 году, Средний жуз приняли подданство России.

Это решение совпадало с колониальными планами Российской империи, ее стремлением расширить свою территорию и выйти к выгодным торговым путям Азии и начать освоение богатств Казахстана [1, c. 162].

После Октябрьской революции 1917 года Казахстану пред­ставился шанс восстановить свою территориальную целостность [1, c. 164]. Однако ни Декрет ВЦИК, ни другие документы, действующие на тот исторический момент, не уточняли линии грани­ц. Даже национально-территориаль­ное размежевание республик Средней Азии, проведенное в 1924 году, никоим образом не коснулось границы между Казахстаном и Россией. Таким образом, образование новой со­юзной республики (Казахской ССР) в составе Союза ССР не сопровождалось уточнением и юридическим оформлением административно-территориальной границы меж­ду КазССР и РСФСР [1, c. 167].

Помимо этого, казахстанско-российская граница с момента образования Казахской АССР в 1920 году неоднократно претерпевала изменения, которые зачастую проводились по согласованию между хозяйствующими субъектами и затем утверждались на межобластном уровне, но так происходило далеко не во всех случаях. В период существования СССР внутренние админис­тративно-территориальные границы не являлись серьезными ограничителями в хозяйственной деятельности и размещении населения, а складывавшиеся реалии не всегда соответствовали зафиксированной на картах линии границ [2, c. 46].

Особую актуальность проблема делимитации казахстанско-российской границы приобрела после обретения государственной независимости двух государств. Сотрудни-чество в охране границ базируется на ст. 10 До­говора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казах­стан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 г., в котором определены призна­ние и уважение территориальной целостности и нерушимости существующих границ обоих государств. Стороны обязались в соответствии со своими законода­тельствами запрещать и пресекать создание и деятельность на своих территориях организаций и групп, а также действия отдельных лиц, направленные против независимости и территориальной целостности Казахстана и России.

Первым двусторонним документом в области пограничных отношений яви­лось Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о со­трудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 25 февраля 1993 г. [3], которое стало основой всех последующих соглашений по пограничным вопросам.

Соглашением была определена цель, направленная на осуществление мер по обеспечению стабильного положения на их внешних границах, определение конкретных сфер сотрудничества и взаимодействие пограничных войск по ком­плексу вопросов, связанных с охраной своих внешних государственных границ. В Соглашении определен широкий круг вопросов по мате­риально-техническому обеспечению пограничных войск Республики Казахстан и Российской Федерации, по подготовке офицерских кадров и их социальной защите, информационному взаимо­действию и др.

Декабрь 1993 года был ознаменован сотрудничеством РК и РФ в области охраны внешних государственных границ в рамках интеграции стран Содружества Независимых Государств. Меморандум СНГ был подписан в Ашхабаде 24 декабря 1993 года в качестве одной из срочной дополнительной меры обеспечения безопасности в регионе, материально-техническому обеспечению пограничных войск, укреплению границы, совершенствованию оперативного взаимодействия при ее охране [4].

В 1994-1995 гг. активизируется двусторонний дипломатический канал, в результате чего были подписаны Протокол о порядке обмена информацией об обстановке по государственной границе [5];

Source: U.S. Census Bureau, International Data Base [5]


The second trend is a decline in the birth rate between 1985 and 2002. In 1985, the birth rate was 25.5 but declined to 17.0 by 1995. As one might expect, this led to a dramatic decline in the 0-4 age cohort by 45.1% between 1989 and 2002 (1,924,518 and 1,057,049, respectively). But that trend has reversed itself in the last few years with United Nations estimates suggesting that the birth rate has increased to 19.7 for the period 2005 through 2010. This has led to a corresponding increase in the 0-4 age cohorts and the 5-9 age cohorts that are now entering into the educational system. This has reversed the decline and as suggested by the US Census Bureau estimates, there will be a 20% increase over the next few years. Though the

The 15-19 age cohort followed the pattern of their younger cohorts as these cohorts matured. As such, the 15-19 age cohort reached their peak three years after the bottoming of the 0-4 age cohort (2005). This means that as the number of students matriculating through the primary and secondary educational system was decreasing while the number of students entering higher educational institutions was increasing, placing pressure on primary and secondary schools to retrench while placing pressure on higher educational institutions to expand in the number of institutions and in the capacity of existing institutions.


^ Figure Two: 0-4 Age Cohort and 15-19 Age Cohort by Year



Source: Data Compiled from the U.S. Census Bureau, International Data Base.


Using the conservative estimates of the U.S. Census Bureau, the size of the 0-4 age cohort began to increase after 2001, coinciding with a slowing of out migration and an increase in birth rates. This demographic wave has already begun to affect primary schools and by 2018, will positively affect the number of potential students attending higher educational institutions.. This mini-baby boom is expected to continue with a steady increase in the 0-4 age cohort predicted through 2014 (from 1,057,049 to 1,246,204). Some sources, including the Kazakhstan Republic Statistics Department, estimate an even higher population growth rate, fueled by a birth rate that remains high [6].

^ Higher Educational Institutions

This wave and trough effect began to affect the higher education market in the 2006-2007academic year. In 2006, over 182,000 students took the required Unified National Test (UNT), a requirement for those seeking entry into higher educational institutions [7]. As Figure Two indicates, the number of people taking the Unified National Test (UNT) declined 40.2% by 2009 [8]. Official statistics from the Department of Social and Demographic statistics indicate that between 2007 and 2008, the number of students attending higher educational institutions declined 6.7% to approximately 717,000 students [9]. Given the general demographic decline of the 15-19 age cohort, this decline will continue until the mini-baby boom wave enters the 15-19 age cohort in 2018 [10]. This suggests a continuing shrinkage of the higher educational market, increasing competition among institutions for students.


^ Figure Two: Unified National Test Takers: 2001-2009

.

Source: U.S. Census Bureau


Higher Educational Institutions

After independence, Kazakhstan encouraged the establishment of private higher educational institutions [11]. As Figure Three indicates, the number of higher educational institutions dramatically increased from approximately 40 institutions in 1991 to 181 by 2005 with a majority of this growth in the private sector, many private or non-profit joint stock institutions [12]. This seemingly positive trend, however, did not necessarily insure that all new higher educational institutions were of high quality.
do.gendocs.ru/docs/index-17196.html?page=4


14.08.18
[1]
переходы:31
Вестник КазНУ - страница 4
^ О принципе уважения прав и свобод человека и гражданина

Сегодня уровень уважения и защиты прав человека и гражданина в каждой стране являет собой своеобразный показатель готовности этой страны к цивилизованной глобализации в мировом пространстве.

Как известно, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года, ныне является высоким международно-правовым документом, признающим и закрепляющим ряд основополагающих требований в области прав человека для мирового сообщества.

В этом акте особо подчеркивается, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира выступает признание достоинства всех членов человеческой семьи, их равные и неотъемлемые естественные права.

В этом документе также утверждается, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.

Следует также отметить, что в этом международно-правовом документе подчеркивается и необходимость обеспечения охраны прав человека властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения.

Другим важным международно-правовым документом, развивающим положения Всеобщей декларации прав человека, является Международный пакт о гражданских и политических правах и его неотъемлемая часть - Факультативный протокол, принятые и открытые для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 года специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

В преамбуле этого акта отмечается, что все участвующие в настоящем Пакте государства признают, что согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

Демократические европейские государства, развивая и конкретизируя положения вышеперечисленных международно-правовых актов, приняли 7 декабря 2000 года в Ницце Хартию Европейского Союза об основных правах, а ранее 4 ноября 1950 года в Риме - Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

После вступления Республики Казахстан 2 марта 1992 года в ООН Всеобщая декларация прав человека и другие международно-правовые акты стали приобретать в нашей стране практическую значимость.

Отметим, что Указом Президента Республики Казахстан «О подписании Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» от 15 ноября 2003 года №1227 наше государство подписало Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Этим Указом Постоянный Представитель РК при ООН уполномочен подписывать Пакты и заявлять о возможном формулировании оговорок при их ратификации. Эти важные международно-правовые документы вступят в юридическую силу после ратификации Парламентом РК.

Вместе с тем мировая история показывает, что проблема обеспечения защиты неотъемлемых и естественных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека ООН и других международно-правовых документах, во многих странах находила разные по форме и эффективности организационно-правовые решения.

Интересно, что тенденция свертывания прав человека в авторитарных режимах всегда «оправдывалась» под предлогами заботы о некоем благе граждан, неподготовленностью народа к демократическим изменениям, заботой о безопасности страны и жизни граждан и другими надуманными «угрозами извне».

омбудсмен по делам заключенных (Канада), уполномоченный по официальным языкам (Канада), тюремные омбудсмены (США),


В Республике Казахстан институт народного защитника был создан Указом Президента Республики Казахстан «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека» от 19 сентября 2002 года № 947.

В частности, в данном Указе отмечается, что должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях совершенствования системы защиты конституционных прав и свобод граждан.

Данным Указом Президента Республики Казахстан утверждено Положение об Уполномоченном по правам человека, состоящее из 6 разделов и 36 пунктов.

В пункте 1 данного Положения отмечается, что «Уполномоченный по правам человека (далее - Уполномоченный) - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина».

Уполномоченный своей деятельностью дополняет существующие государственные средства защиты прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный назначается на должность на срок 5 лет Президентом Республики Казахстан после консультации с Комитетами Палат Парламента, перечень которых определяет Президент Республики Казахстан.

Уполномоченный после назначения на должность в торжественной обстановке приводится Президентом Республики Казахстан к присяге.

В пункте 18 Положения отмечается, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия и решения Президента, Парламента Республики Казахстан и его депутатов, Правительства Республики Казахстан, Конституционного Совета, Генерального прокурора, Центральной избирательной комиссии, судов Республики Казахстан.

Уполномоченный в установленном законодательстве порядке имеет право:


запрашивать от должностных лиц и организаций, за исключением перечисленных в пункте 18 настоящего Положения, необходимые для рассмотрения жалобы сведения,


по предъявлению служебного удостоверения входить и находиться на территории и в помещениях государственных органов и организаций, в том числе воинских частях и соединениях, а также посещать места лишения свободы, встречаться и беседовать с лицами, содержащимися в них,


вносить предложения в соответствующие государственные органы о привлечении к установленной законом ответственности лиц, действия которых повлекли нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о принятии мер к возмещению материального и морального вреда,


публиковать в средствах массовой информации официальные сообщения по результатам проведенных проверок.

6 декабря 2004 года Указом Президента РК были расширены правозащитные возможности уполномоченного по правам человека - казахстанского омбудсмена.

В частности, данным Указом Президента РК были предоставлены следующие права:


Обращаться в суд и прокуратуру с ходатайством о проверке, вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда.


По результатам рассмотрения жалоб граждан РК, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также при получении иным путем информации о нарушениях их прав и свобод обращаться к палатам парламента с предложениям провести по этим вопросам парламентские слушания.
do.gendocs.ru/docs/index-114219.html?page=4