biologrefs.ru

Вестник КазНУ - страница 12

Сортировать: по оценкам | по дате

19.10.18
[1]
переходы:38
Вестник КазНУ - страница 12

происходит усложнение самой системы международных отношений. Появляются новые субъекты международных отношений, с различным потенциалом, ареалом влияния и векторами развития.


Нарушена целостность мирового организма, построенного на старых принципах и доминантах развития. На наших глазах разрушается иерархия и основания самой структуры международных отношений. Мир все более становится разорванным и разрозненным.


Кризис циклического политического времени, в котором развивалась прежняя система международных отношений, актуализирует переход к линейному времени, предполагающему творческое активное преобразование системы жизнеспособными субъектами с новой конфигурацией и энергетикой. Конкурентоспособность является непременным условием успешности субъекта международных отношений.


Вследствие такого временного перехода, огромное значение в развитии мировой системы приобретают субъективные факторы, в виде отдельных ярких политических персон и альтернативных концептов развития.


Процесс политического конструирования современного мира становится делом, по-истине, глобальным. Прежние «периферии» международных отношений выходят на передний план, не желая мириться с ролью пассивного участника, на котором кем-либо разыгрываются «шахматные партии».


Особо актуализируется роль инструментов многосторонней дипломатии с акцентированием на региональный потенциал влияния в процессе принятия решений. Злободневное создание эффективных региональных альянсов, союзов и соглашений дающих конкретные результаты.


В условиях усложнения системы международных отношений Казахстан должен принимать во внимание системные изменения в современном мире и рассматривать в качестве равноправных партнеров разнообразных неинституциональных, но очень влиятельных игроков международных отношений. К примеру, в финансовой сфере необходимо активно «работать» с авторитетными международными рейтинговыми агентствами.


В условиях нарушения целостности мировых отношений, Казахстану следует активней разрабатывать «новые системные конфигурации», позволяющие вписаться в новую формирующуюся систему с новыми угрозами и в то же время с новыми возможностями.


Линейное время международных отношений требует поиска альтернативных творческих моделей развития, которые, может быть, не вписываются в имеющиеся схемы.


В этой ситуации в Казахстане становятся востребованными яркие харизматичные личности и проекты и в сфере международных отношений. Президент Н.А. Назарбаев, выступив со своим видением выхода из мирового финансового кризиса, продемонстрировал собой яркий пример такой харизматичной личности и неординарной концепции.


Для Казахстана чрезвычайно важным является его мобилизационный, динамический потенциал, способность к инновационным, высокоскоростным, эффективным решениям, когда достигнутые ситуационные результаты являются важными опорными «кирпичиками» развития. Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана как посткризисной стратегии обновления, взятая на вооружение руководством страны - важнейший этап в дальнейшем развитии государства.


В процессе принятия решений необходимо концентрироваться не на целеполагании, а на самом процессе на основе которого оценивать достигнутые ситуационные результаты из которых в дальнейшем может вырисовываться общая картина развития. При этом такая модель может быть охарактеризована как адаптационная в быстро меняющемся мире.


Казахстан должен выстраивать амбициозные задачи и активно участвовать в процессе принятия глобальных решений совершенно не смущаясь устоявшихся авторитетов. Ведь мир переходит от стратегии «шахматной доски» к стратегии «доски чертёжной», где каждый игрок рисует собственную картину и позиционирование, заставляя окружение считаться с ним.


Казахстан активно инициирует и модерирует многообразные многосторонние форматы решения региональных проблем и это очень показательно. Среди них инициативы по созыву СВМДА, ЕвразЭС, ШОС и другие.


Казахстан выступил примером миролюбия во внешней политике, отказавшись от ядерного оружия, и необходимо широко использовать этот факт в международной политике для поднятия собственного авторитета и в собственной государственной имиджевой деятельности. В связи с этим мы имеем полное моральное право не только участвовать во всемирном миротворческом процессе, но и инициировать и участвовать в управлении этим процессом во всемирном масштабе.


Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 г.» Сентябрь 2001 г. // www/acorda/kz


Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 г.» апрель, 2002 год. // www/acorda/kz


Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». Март 2004 г. (www/acorda/kz)/


Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Февраль 2005 г. // www/acorda/kz 


Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспососбных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. 1 марта 2006 года //www/acorda/kz


Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Новый Казахстан в новом мире. Астана. 28 февраля 2007 года // www/acorda/kz.


Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики - Астана, февраль 2008 года // www/acorda/kz


Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. «Через кризис к обновлению и развитию» 6 марта 2009 года. // www/acorda/kz



М.Ш. Губайдуллина


Принципы и выбор внешнеполитических приоритетов Республики Казахстан в концептуально значимых документах (выступление)


Концепция внешней политики 2001 г. была адаптирована к современным реалиям и, казалось, учитывала многообразие международных процессов, в которых участвует Казахстан. Время вносит коррективы во внешнеполитический курс, т.к. Казахстан должен адекватно реагировать на изменение международной ситуации, например, в связи с политическими кризисами, возникшими вследствие операций в Ираке и Афганистане, в связи с распространением угрозы международного терроризма и т.д.

Казахстан не безучастен к изменениям, что напрямую затрагивают интересы страны: вопросы энергоресурсов и энергетической безопасности и выстраивание отношений со странами, интересы которых сходятся на этих проблемах. К ним сегодня добавляется мировой экономический кризис.

На расширенном заседании коллегии МИД 19 ноября 2008 г. Президент страны
Н. Назарбаев поручил Министерству иностранных дел Казахстана разработать новую Концепцию внешней политики Казахстана. Ее должны представить на утверждение в течение первого полугодия 2009 г. Новая Концепция еще не обнародована.

Базовые положения действующей Концепции позволяют Казахстану проводить такие внешнеполитические мероприятия и инициировать идеи, которые приняты международным сообществом и в соответствии с международно-правовыми обязательствами.

Накануне конференции автору данной статьи посчастливилось вести занимательную и необычную беседу с известной исследовательницей из Кембриджа Ширин Акинер. В частности, на мой вопрос «В чем суть внешней политики Казахстана?», она не раздумывая ответила очень ёмко и точно: «Гибкость, гибкость, гибкость!».

Принципы, на которых строится концепция внешней политики Казахстана, ее приоритеты, стали основой для ведения такого курса, который позволяет ежегодно расширять горизонты международного пространства для Казахстана. В то же время мировая политика и ее представители (дипломатические миссии) присутствуют в РК в полной мере. В Казахстане аккредитовано уже 75 посольств и представительств международных организаций. Только в 2008 г. в Астане открылись 12 посольств зарубежных государств: из них 5 новых и 7 переехавших из Алматы. Постепенно Астана приобретает статус евразийского центра, где сосредотачиваются интересы и возможности современного мира.

К началу XXI века были обеспечены «максимально благоприятные внешние условия для гармоничной интеграции Казахстана в глобальные и региональные процессы в качестве крупного регионального государства» [1].

Республике удалось наладить стабильные и дружественные отношения, выходящие на уровень партнерских связей, прежде всего с ведущими державами современного мира. Сегодня Казахстан позиционирует как существенный фактор обеспечения стабильности и безопасности в регионе Центральной Азии и на обширной территории евразийского континента.

Важнейшие стратегические документы, направленные на утверждение Республики Казахстан в международном сообществе в 90-е годы - Концепция национальной безопасности РК, Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства (1992), Концепция внешней политики Казахстана (1995), базировались на ключевых международно-правовых принципах, определяли внешнеполитические приоритеты. Обозначим те особенные черты и подходы во внешней политике Казахстана, которые с точки зрения их эффективности, сопровождают практически все действия РК в международной политике.

Прежде всего, способность руководства к компромиссам во внешней политике, это та «основа, на которой строится внешняя политика нашей страны». Путь к «широкому международному сотрудничеству» идет через «взаимные договоренности и приемлемые компромиссы» [2]. Сбалансированный и многовекторный подходы во внешней политике - та особенность, что была рождена объективными обстоятельствами срединного положения Казахстана в Евразии.
do.gendocs.ru/docs/index-17196.html?page=12